Какие условия Меморандума с МВФ нарушает Украина

18 ноября 2020, 08:35

Почему заявления украинской стороны о том, что Украина выполнила все требования Международного валютного фонда для получения очередного транша, выглядят сомнительно.

Недавно глава Национального банка Украины Кирилл Шевченко рассказал об условиях, при которых Международный валютный фонд может отправить миссию в Украину для продолжения сотрудничества.

Видео дня

В частности, он назвал три блока вопросов, которые сейчас обсуждают с МВФ. Первый касается решения Конституционного Суда и антикоррупционной деятельности в Украине. Второй — проект бюджета Украины на 2021 год. И третий — работы самого Национального банка. Прогресс в этих вопросах приблизит визит миссии МВФ в Украину, выводы которой станут решающими для продолжения сотрудничества с Фондом, в том числе для получения следующего транша.

Давайте напомним, какие были позиции Украины в начале новой программы с МВФ в июне 2020 года. В Меморандуме зафиксировано, что в 2020 год Украина вошла со сбалансированной и здоровой финансовой системой. В 2019 году дефицит бюджета был удержан ниже запланированных 2,3% ВВП, при этом все расходы государства были профинансированы, а инфляция составила всего 4,1%. Горжусь тем, что с 2018 года был частью команды Минфина, достигшей таких результатов.

В 2020 году для преодоления коронавирусного кризиса дефицит бюджета был увеличен с 2,3 до 8%, что было согласовано с МВФ, который в июне предоставил первый транш кредитной программы. Еще два транша должны быть предоставлены до конца года при условии, что наше государство выполнит свои обязательства.

Прежде всего в представленном Минфином проекте бюджета—2021 превышен предельный дефицит бюджета — он составляет 6% вместо запланированных 5,3% (более 30 млрд грн разницы). Учитывая, что парламентские фракции и группы заинтересованы в увеличении расходной части бюджета в интересах своих избирателей и лоббистов, ликвидировать этот разрыв будет крайне трудно. Более того, глава Нацбанка в упомянутом интервью заявил о неизменности негативной позиции Нацбанка по увеличению отчислений в 2021 году с 33 до 45 млрд гривен. Итак, вопрос реальности и сбалансированности проекта бюджета—2021 ко второму чтению весьма сложный.

Важной составляющей договоренностей с МВФ является блок мероприятий, связанных с продолжением фискальной реформы, в частности структурных преобразований налоговой и таможенной служб. Хотел бы более подробно сосредоточиться на состоянии выполнения Меморандума в этой части.

Так, одним из главных условий и структурных маяков для Украины является обеспечение полноценного функционирования налоговой и таможни в формате единых юридических лиц до конца этого года. Важно, что все областные и другие юрлица ГНС и Гостаможслужбы должны быть ликвидированы. Однако менее чем за полтора месяца, оставшиеся до 1 января 2021 года, это вряд ли произойдет, поскольку реальный прогресс в этом направлении отсутствует.

Фактически провалена реформа налоговых аудитов, которая была приоритетом моей команды на этот год. Напомню, система плановых проверок должна быть ликвидирована, зато все аудиты том числе по возмещению НДС) должны были назначаться специальным подразделением ДПС на основе рисков налогового комплаенса. Несмотря на четкую фиксацию дедлайнов в Меморандуме, отсутствие позитивных изменений в этой сфере демонстрирует резистентность коррумпированной системы реальным реформам и негативно влияет на инвестиционный климат в Украине.

Фискализация с использованием программных РРО, которая тоже планировалась на начало следующего года, под угрозой срыва уже не по техническим, а по политическим причинам. Первая попытка ее перенести не прошла Верховную Раду, но давление продолжается как с улицы, так и с парламентской трибуны, поэтому вопрос далек от окончательного решения. Политики также активно обсуждают точечное снижение ставки НДС, создание свободных экономических зон и других льгот и преференций, не соответствующих договоренностям с Фондом.

Кроме того, в Меморандуме четко прописано, что с 1 января 2021 года должен вступить в силу закон о Бюро экономической безопасности — это единственный орган экономических, финансовых и налоговых расследований. На сегодняшний день этот закон не принят. Существует законопроект 3087-д, который прошел первое чтение и активно дорабатывается Комитетом по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики. Однако его принятие и имплементация может затянуться на многие месяцы. Более того, в проекте бюджета на 2021 год Минфин предлагает выделить более миллиарда гривен на ГФС (налоговую милицию), которая должна быть ликвидирована до конца этого года.

Следовательно, заявления украинской стороны о том, что Украина выполнила все требования Международного валютного фонда для получения очередного транша выглядят весьма сомнительно.

Чем это может грозить? Очевидно, системное невыполнение договоренностей может завести в тупик в будущем. Ведь если окончательно потеряем доверие западных партнеров, обратиться за помощью будет некуда. Поэтому необходимо незамедлительно начать делать реальные реформы, а не их имитацию.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X