COVID-19 и авиарынок — испытание на прочность

15 апреля 2020, 12:00

Смогут ли авиаперевозчики восстановить работу после удара коронавируса

Коронавирус действительно заставил людей в разных уголках мира в корне изменить привычный уклад и темп жизни. И сейчас трудно представить себе отрасль, которой изменения коснулись больше, чем авиация — эффективным средством противодействия пандемии признано ограничение передвижения людей. Количество инфицированных растет ежедневно, и власть во всех странах пытается защитить от вируса своих граждан. Вводят довольно жесткие меры.

Видео дня

Где-то ограничивают пересечение границы для нерезидентов, в некоторых странах ограничивают даже внутреннее перемещение граждан, в других запрещают массовые мероприятия, вводят карантины, комендантский час и предпринимают еще много других превентивных и реактивных действий.

При первом сценарии развития событий только в первой половине 2020 Европа потеряет примерно 197 миллионов пассажиров, при втором — 254 миллиона

Бороться необходимо, ведь сегодня мировая цивилизация принимает сложный вызов. Весь мир прилагает титанические усилия, чтобы остановить вирус и победит безусловно, но на это уйдет определенное время. Для меня остается риторическим вопрос: как переживут противостояние вирусу игроки авиационного рынка, и какой будет авиация после долгожданной победы?

Неутешительный прогноз

Недавно опубликованный анализ экономического влияния COVID-19 на авиацию от Международной организации гражданской авиации не обещает для авиаперевозок ничего утешительного в ближайшем будущем. Предварительные подсчеты аналитиков указывают на довольно серьезные отклонения от запланированных показателей международного пассажирского трафика в течение первой половины 2020 года, которые прогнозировали до вспышки COVID-19.

Оптимистичный «V-образный» сценарий быстрого восстановления с мая 2020 приведет к общему уменьшению на 41% мест, которые авиакомпании смогут предложить пассажирам, а это, соответственно, уменьшит пассажиропоток на 443 миллиона пассажиров и приведет к примерно $98 миллиардов потенциальных потерь валовой прибыли авиакомпаний. Этот сценарий кажется мне тоже несколько оптимистичным.

Следующий, так называемый «U-образный» сценарий длительного сокращения перевозок до июня, предусматривает уменьшение на 51% мест, которые могут предложить авиакомпании, уменьшение пассажиропотока на 561 миллион пассажиров и, примерно, $124 миллиарда потенциальных потерь валовой прибыли авиакомпаний.

При первом сценарии только в первой половине 2020 Европа потеряет примерно 197 миллионов пассажиров, при втором — 254 миллиона.

Учитывая то, как быстро все меняется в мире, оба сценария просто указывают на два возможных пути из многих возможных. Конечно, реальная ситуация может отличаться от прогнозов. Она будет зависеть от ряда факторов, в частности от продолжительности и масштабов вспышки, мер сдерживания, наличия государственной помощи, уровня доверия пассажиров и экономических условий.

Последствия коронавируса испытывают авиаперевозчиков на прочность

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

«Влияние COVID-19 на отрасль воздушного транспорта продолжает оставаться разрушительным. Средства отрасли тают с опасной скоростью. Только во втором квартале из резервов наличности может исчезнуть около $61 млрд. Спрос находится в свободном падении. Во всем мире он снизился на 70% по сравнению с прошлым годом, а в Европе — на 90%. Далее может быть еще хуже. Нет слов, которые бы адекватно описали, насколько глубоко этот кризис влияет на авиацию», — сказал Александр де Джуниак, генеральный и исполнительный директор Международной ассоциации воздушного транспорта.

Авиаперевозчикам не остается ничего, кроме пытаться адаптироваться к критической ситуации. С распространением коронавируса компании вынужденно вносили коррективы в свои планы развития маршрутов и пытались приспособиться к работе в условиях уменьшения спроса.

Ряд авиакомпаний ввели льготную политику в отношении отмены или изменения дат бронирования, чтобы пассажиры имели хоть какую-то уверенность в условиях тотальной неопределенности. Сейчас люди не готовы планировать путешествия, ведь ни у кого нет понимания, какая страна следующей введет карантин и насколько долго продлятся ограничительные меры. Впервые в истории авиакомпании столкнулись со снижением спроса до нуля. Многие перевозчики меняют свои самолеты на имеющие меньшее количество кресел, а также уменьшают численность флота.

С началом распространения коронавируса было законсервировано 10 тысяч самолетов

Даже крупные игроки авиационного рынка вынуждены корректировать формат своей деятельности. Так, недавно Lufthansa Group объявила, что в ближайшее время выведет из эксплуатации 7 самолетов A340, 5 — Boeing 747 и 11 — Airbus A320. Также, недавно Lufthansa Group сообщила, что прекращает деятельность своей дочерней компании Germanwings и выводит из эксплуатации более 40 самолетов. Испытание кризисом пройдут не все. Британская авиакомпания Flybe обанкротилась из-за последствий коронавируса. Бельгийская авиакомпания Brussels Airlines уже находится на грани банкротства и рассматривает экстремальные варианты выхода из кризиса, одним из которых является национализация.

Даже если ограничения будут отменены со следующей недели, авиаперевозчики еще долго будут чувствовать снижение спроса, и наполненность самолетов будет минимальной. Так, недавно AirBaltic сообщили, что после восстановлением перелетов начнут деятельность только с пяти самолетов Airbus A220−300. И уже затем постепенно планируют добавлять по одному самолету в неделю по мере возвращения спроса.

Авиация — сложный и низкомаржинальный бизнес, где все игроки рынка очень сильно влияют друг на друга и могут зарабатывать только в том случае, когда пассажирские перевозки происходят бесперебойно. Поэтому финансовые убытки быстро распространились от авиакомпаний на всю отрасль.

Последствия вируса впечатляют. Мы видим впервые, как аэропорты превратились в парковки для самолетов. С началом распространения коронавируса было законсервировано 10 тыс. самолетов. Это означает, что примерно 40% всего мирового флота сейчас выведены из эксплуатации и никуда не полетят в ближайшее время из-за падения спроса на авиаперелеты и ограничения многих государств. При этом авиакомпании несут убытки на содержание самолетов и лицензии для персонала, а также выполняют функцию социальной поддержки из-за выплаты заработной платы в режиме простоя.

Масштабы экономического влияния

Ситуация действительно напоминает транспортный коллапс мирового уровня. Под ударом все без исключения, поскольку сокращение пропускной способности состоялось абсолютно на всех рынках на всех континентах. Уровень мобильности населения упал почти до нуля, и в некоторых странах выполняются менее 10% от объема рейсов, которые выполнялись год назад.

Авиаперевозчикам не остается ничего, кроме пытаться адаптироваться к критической ситуации

Международный совет аэропортов прогнозирует Европейским аэропортам потери 873 миллионов пассажиров в 2020 году. В финансовом выражении это потерянные 23 миллиарда евро дохода.

«Это не похоже ни на что, с чем мы сталкивались ранее. Во время мирового финансового кризиса Европейским аэропортам понадобилось 12 месяцев в 2009 году, чтобы потерять 100 миллионов пассажиров. В случае с COVID-19 это всего 31 день в марте, чтобы потерять такое же количество пассажиров и даже больше», — отметил Оливьер Янковец, генеральный директор ACI EUROPE.

Суммарные убытки аэропортов на мировом уровне могут составить около $76 миллиардов за 2020 год. Вместе с аэропортами пострадают также хендлинг, топливные, кейтеринговые и другие, вовлеченные в процесс обслуживания, компании. Если авиация не восстановится и не заработает, экономические убытки могут выйти за пределы самой отрасли.

В мире около 65,5 миллионов рабочих мест, связанных с авиацией. И если не выполнять регулярных полетов, жизнеспособность многих этих рабочих мест окажется под угрозой.

В сценарии жестких ограничений на перелеты, которые продлятся в течение трех месяцев, в мире могут исчезнуть 25 000 000 рабочих мест в авиации и смежных секторах. Для Европы этот показатель достигнет 5,6 миллиона рабочих мест, подсчитали в IATA research.

Остановка экономики для борьбы с пандемией будет стоить очень дорого. Как известно, многим не связанным напрямую с авиацией бизнесам также приказали закрыться, или они были просто вынуждены прекратить свою деятельность из-за отсутствия клиентов. Среди них рестораны, вся туристическая отрасль и гостиницы. По оценкам Всемирной туристической организации убытки сектора международных туристических услуг в 2020 году составят от 300 до 450 миллиардов долларов.

Так же эпидемия ударила по логистике. Есть риск возникновения перебоев в работе глобальных цепей поставок. Соответственно, производители или розничные торговцы ничего не смогут изготовить или продать в своих странах.

В среднем авиакомпании располагают финансовыми резервами на два месяца.

Украинская авиационная отрасль впервые столкнулась с такими серьезными ограничениями и их последствиями.

С тех пор как украинское правительство приняло ряд решений, призванных уберечь украинцев от коронавируса, ситуация в корне изменилась не в пользу игроков рынка. Правительство сообщило, что до 24 апреля Украина закрывает регулярное пассажирское авиасообщение, и с 16 марта иностранцы не смогут прилетать в Украину. Сразу после принятия решения, колл-центры авиакомпаний утонули в волне звонков от растерянных пассажиров с просьбами вернуть деньги за билеты или изменить дату вылета. К вынужденным потерям добавились обязательства по возврату средств и трудности с переносом рейсов.

СНБО призвал наших граждан срочно вернуться в Украину, поэтому следующие 2 недели потери пассажиропотока частично компенсировали спецрейсы, которыми доставляли граждан Украины из разных уголков мира, но мартовские показатели уже продемонстрировали снижение пассажиропотока на 49,5%. Сейчас аэропорт в основном обслуживает гуманитарные рейсы с грузом и работает в режиме простоя.

На карте мирового авиационного трафика наше государство напоминает белое пятно. По данным Eurocontrol, по состоянию на 9 апреля суточный трафик в Украине снизился на 95,2%. Поэтому убытки также несет провайдер аэронавигационного обслуживания.

Поиск спасательного круга

Авиакомпании не могут сократить расходы быстро, чтобы опередить последствия этого кризиса, поэтому они вынуждены искать поддержки. В среднем авиакомпании располагают финансовыми резервами на два месяца. Времени не так много, и сейчас, как никогда, необходимы четкие и согласованные действия поддержки от правительства. Необходимо понять — на этот раз авиация не восстановится сама по себе.

Протянуть руку помощи авиации — это помочь восстановиться всей экономике. Рано или поздно ограничения отменят, и снова будет необходимость доставить людей в различные страны мира. Кроме того, сегодня самолеты транспортируют жизненно важные грузы. То есть, помощь авиаотрасли выходит далеко за пределы самой авиации. Поддержка должна поступить в ближайшее время. Если упустить момент, авиакомпании могут просто исчезнуть. В свою очередь, перезапуск авиационной отрасли с нуля будет очень сложным и будет стоить гораздо больше, чем поддержка сегодня. Весь персонал в авиации имеет лицензии и срок их действия может закончиться, поэтому только на их получение уйдет много времени. Самолеты, которые сейчас простаивают без полетов, все равно требуют работ по техническому обслуживанию.

Суммарные убытки аэропортов на мировом уровне могут составить около $76миллиардов за 2020 год

Эффективные решения правительств многих стран вселяют веру в будущее. Все больше стран действительно обеспокоены ситуацией и понимают ценность авиации. Уже принят целый ряд таких решений о предоставлении прямой финансовой поддержки, кредитов, налоговых льгот и многое другое. Некоторые правительства положительно реагируют и понимают потребности отрасли. Например, Канада, Колумбия и Нидерланды смягчили правила и позволили авиакомпаниям предлагать пассажирам ваучеры вместо возврата денег. В США авиакомпании получают доступ к кредитам в размере $58 имллиардов. Пакет помощи, внедренный Сенатом обеспечит $25 миллиардов наличных грантов и кредитов для пассажирских авиалиний. Сейчас рассматривается возможность снижения налоговой нагрузки на оплату труда. Правительство Австралии объявило о предоставлении пакета помощи суммой в 715 млн австралийских долларов для авиационной отрасли, включая возмещение расходов и отказ от ряда отраслевых выплат в госбюджет, акциз на авиатопливо, сборы за услуги на внутренних авиаперевозках и региональные сборы за авиационную безопасность. Предварительно планируется, что австралийским авиакомпаниям будет авансом перечислено 159 млн австралийских долларов в возмещение сборов, уплачиваемых национальными авиакомпаниями с 1 февраля 2020.

Правительство Латвии также поддержит своего флагманского перевозчика. Для авиакомпании airBaltic, которая остановила полеты из-за COVID-19 выделен кредит в размере 36,1 млн евро. Более того, Латвия готова предоставить дополнительные средства поддержки в случае продолжения кризиса. В Испании ввели кредитную линию на сумму до 400 млн евро для туристического сектора. Пострадавшим от эпидемии компаниям предоставлены льготы социального страхования. Предоставлено разрешение на ускорение и реструктуризацию займов. В Корее правительство сотрудничает с государственными и коммерческими банками, чтобы предоставить корейским лоу-кост авиалиниям необеспеченные кредиты на сумму около $325 млн, чтобы помочь им справиться с ухудшением условий бизнеса из-за распространения COVID-19. Также введен пакет помощи, в том числе отсрочка аэропортовых сборов сроком до 3 месяцев, при условии, что авиакомпании должны будут потом вернуть эти средства с процентной ставкой 1,6%. Азербайджан выделит из госбюджета $600 млн на мероприятия по стабилизации экономики. Eurocontrol отсрочил выплату платежей в размере более 1 млрд евро, чтобы помочь авиакомпаниям поддерживать ликвидность.

В тех странах, где авиаторов услышат и не оставят наедине с проблемами, авиация восстановится и поможет восстановиться экономике. Будет дальше генерировать ВВП и создавать рабочие места в смежных отраслях. Скорее всего отрасль не будет такой, как до вспышки COVID-19, и чтобы адаптироваться к новым реалиям авиаторы переформатируют бизнес-модели, внедрят инновационные подходы и внесут изменения в технологии. Авиаторы готовы бороться и делать все возможное, чтобы отрасль выжила. Надеюсь, что правительство также готово побороться за будущее украинской авиации.

Показать ещё новости
Радіо NV
X