О чем говорит выход Uber на биржу

27 мая, 10:30
Цей матеріал також доступний українською

Крупный американский сервис такси осмелился предложить свои акции публике, которая не оценила их перспективность, что может сильно напугать многие молодые компании

В пятницу, 10 мая, на Нью-Йоркской фондовой бирже начали торговаться акции Uber, нестандартного сервиса такси. Это было одно из крупнейших размещений акций на бирже за последние годы.

Нельзя приуменьшать важность этого события. Все больше молодых и технологичных компаний не хотят размещать свои акции на бирже. Они предпочитают оставаться в закрытой частной собственности и жить своей, спрятанной от посторонних глаз жизнью.

Знаете, что такое быть крупной глобальной компанией, акции которой торгуются на бирже? Это, например, организовывать роскошные туры для аналитиков инвестиционных банков с Уолл-стрит. Возить их по крутым отелям-ресортам, кормить, поить, развлекать, а между делом — презентовать финансовые отчеты и убеждать, что ваша компания будет успешно расти. И вот вы как можете угождаете аналитикам, а те, выпив за ваш счет весь виски из мини-бара в отеле, где ночь стоит $1000, дают потом негативный прогноз по вашей компании. В итоге, акции падают в цене, а вы ничего не можете сделать.

Я регулярно читаю стенограммы конференций руководства биржевых компаний с аналитиками. И вот у аналитиков считается особым шиком задать максимально неудобный вопрос генеральному или операционному директору компании. Не то чтобы этот вопрос сильно ценен в плане получения информации, но вот надо зарисоваться перед коллегами-аналитиками. И, опять же, уронить акции в цене.

Несмотря на вечное недовольство аналитиков нетрадиционными бизнесами, Uber все-таки вышел на Нью-Йоркскую биржу. Причем рванул не на Nasdaq, где торгуются технологические компании, а на основную площадку Нью-Йорка, как бы показывая, что не боится конкурировать за деньги инвесторов хоть бы и с нефтегазовыми гигантами.

За первый день торговли акции потеряли в цене 8%. Это довольно много. Причиной тому стал хаос при размещении акций. Но — обо всем по порядку.

Помогали размещать акции Uber крупные инвестбанки — Morgan Stanley, Goldman Sachs и Bank of America. Как обычно проходит классическое размещение? Банки договариваются с компанией о цене акций и выкупают их, чтобы впоследствии предложить их уже на бирже. Это техническая процедура, за которую инвестиционные гиганты берут щедрый бонус.

Прежде чем разместить акции для всех желающих на Нью-Йоркской бирже, банкиры предложили финансовому холдингу PayPal прикупить бумаги Ubera по приоритетной процедуре. PayPal оценил возможность и вложил $500 млн. Все-таки школа Илона Маска не проходит зря — именно он основал PayPal и привил тамошнему руководству вкус к молодой бизнесовой поросли. Затем знаменитый японский венчурный фонд Vision Fund сбросился с Toyota и еще одними ребятами, чтобы проинвестировать $1 млрд в развитие проектов беспилотного вождения Uber, гарантировав себе долю в будущей прибыли.

Всем же другим была представлена возможность купить акции Uber, поданного как микс такси и сервиса по доставке еды — Uber Eats. Все другие технологичные и не только технологичные вещи — автономное вождение, сервис аренды велосипедов и скутеров, промышленная логистика — были поданы в проспекте выпуска акций в разделе «другое». Без выделения в отдельное официальное направление бизнеса.

А биржевой аналитик же мыслит предельно конкретно. Раз в отдельное направление бизнес не выделили, значит он второстепенный, развиваться будет через пень колоду и денег не принесет. Поэтому надо делать ставку исходя из того, что Uber — это только такси и доставка еды. Вот и получилось — минус 8% в первый день торговли акциями.

Uber же приложил кучу усилий, чтобы показать, что он — компания, мыслящая будущим и технологиями. Что запланирована куча проектов по разным направлениям. Этот бизнес всячески пытался продать рынку идею долгосрочного развития, чтобы сразу сформировать нечувствительность инвесторов к волатильности из-за всяких глупых провалов — вроде того, как основатель компании Тревис Каланик говорил всякие глупости публично, вовлекался в секс-скандалы и прочее.

Пример выхода Uber на биржу в Нью-Йорке в очередной раз напомнил простую истину: инвестор не видит дальше конца года, когда компания должна выплатить дивиденды

Пример выхода Uber на биржу в Нью-Йорке в очередной раз напомнил простую истину: инвестор не видит дальше конца года, когда компания должна выплатить дивиденды. У аналитика давно готова старенькая финансовая модель для подсчета доходности инвестиции — и он просто вписывает в нее новые цифры. Он не смотрит в суть бизнеса.

Именно это и отпугивает компании, в особенности молодые, которые и хотели бы привлечь капитал, но боятся попасть в прокрустово ложе цифр в финансовом отчете и потерять право на эксперимент. А ведь без экспериментов развития не бывает. Тем более в бизнесе, где нельзя понять, что работает, а что не работает, сидя с листом бумаги и карандашом. Любому решению нужна проверка рынком.

Пока биржа будет агрессивной средой, где из компании хотят лишь выдавить дивиденды в конце года, а не дать ей возможность расти и зарабатывать в более долгосрочном горизонте — будет существовать риск, что молодая бизнесовая поросль будет держаться от финансового рынка подальше.

Я уверен, руководство Uber не будет делать трагедии из отдельно взятого первого дня торговли акциями. Вполне вероятно, что Uber движется к росту. Но совершенно очевидно: междусобойчики вечно неудовлетворенных аналитиков и трейдеров не должны становиться масштабной проблемой для молодых и динамичных компаний. Растущая экономика — это экономика, которая понимает трудности роста и умеет смотреть вперед, а не экономика террариума и взаимного поедания, которая уничтожает инновации и долгосрочное развитие.

Специально для НВ Бизнес

Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Журнал НВ (№ 21)

Парламентские списки

Благодаря двум новым политсилам парламент ждет беспрецедентное в истории Украины обновление

Читать журнал