О чем говорит выход Uber на биржу

27 мая 2019, 10:30

Крупный американский сервис такси осмелился предложить свои акции публике, которая не оценила их перспективность, что может сильно напугать многие молодые компании

В пятницу, 10 мая, на Нью-Йоркской фондовой бирже начали торговаться акции Uber, нестандартного сервиса такси. Это было одно из крупнейших размещений акций на бирже за последние годы.

Видео дня

Нельзя приуменьшать важность этого события. Все больше молодых и технологичных компаний не хотят размещать свои акции на бирже. Они предпочитают оставаться в закрытой частной собственности и жить своей, спрятанной от посторонних глаз жизнью.

Знаете, что такое быть крупной глобальной компанией, акции которой торгуются на бирже? Это, например, организовывать роскошные туры для аналитиков инвестиционных банков с Уолл-стрит. Возить их по крутым отелям-ресортам, кормить, поить, развлекать, а между делом — презентовать финансовые отчеты и убеждать, что ваша компания будет успешно расти. И вот вы как можете угождаете аналитикам, а те, выпив за ваш счет весь виски из мини-бара в отеле, где ночь стоит $1000, дают потом негативный прогноз по вашей компании. В итоге, акции падают в цене, а вы ничего не можете сделать.

Я регулярно читаю стенограммы конференций руководства биржевых компаний с аналитиками. И вот у аналитиков считается особым шиком задать максимально неудобный вопрос генеральному или операционному директору компании. Не то чтобы этот вопрос сильно ценен в плане получения информации, но вот надо зарисоваться перед коллегами-аналитиками. И, опять же, уронить акции в цене.

Несмотря на вечное недовольство аналитиков нетрадиционными бизнесами, Uber все-таки вышел на Нью-Йоркскую биржу. Причем рванул не на Nasdaq, где торгуются технологические компании, а на основную площадку Нью-Йорка, как бы показывая, что не боится конкурировать за деньги инвесторов хоть бы и с нефтегазовыми гигантами.

За первый день торговли акции потеряли в цене 8%. Это довольно много. Причиной тому стал хаос при размещении акций. Но — обо всем по порядку.

Помогали размещать акции Uber крупные инвестбанки — Morgan Stanley, Goldman Sachs и Bank of America. Как обычно проходит классическое размещение? Банки договариваются с компанией о цене акций и выкупают их, чтобы впоследствии предложить их уже на бирже. Это техническая процедура, за которую инвестиционные гиганты берут щедрый бонус.

Прежде чем разместить акции для всех желающих на Нью-Йоркской бирже, банкиры предложили финансовому холдингу PayPal прикупить бумаги Ubera по приоритетной процедуре. PayPal оценил возможность и вложил $500 млн. Все-таки школа Илона Маска не проходит зря — именно он основал PayPal и привил тамошнему руководству вкус к молодой бизнесовой поросли. Затем знаменитый японский венчурный фонд Vision Fund сбросился с Toyota и еще одними ребятами, чтобы проинвестировать $1 млрд в развитие проектов беспилотного вождения Uber, гарантировав себе долю в будущей прибыли.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Всем же другим была представлена возможность купить акции Uber, поданного как микс такси и сервиса по доставке еды — Uber Eats. Все другие технологичные и не только технологичные вещи — автономное вождение, сервис аренды велосипедов и скутеров, промышленная логистика — были поданы в проспекте выпуска акций в разделе «другое». Без выделения в отдельное официальное направление бизнеса.

А биржевой аналитик же мыслит предельно конкретно. Раз в отдельное направление бизнес не выделили, значит он второстепенный, развиваться будет через пень колоду и денег не принесет. Поэтому надо делать ставку исходя из того, что Uber — это только такси и доставка еды. Вот и получилось — минус 8% в первый день торговли акциями.

Uber же приложил кучу усилий, чтобы показать, что он — компания, мыслящая будущим и технологиями. Что запланирована куча проектов по разным направлениям. Этот бизнес всячески пытался продать рынку идею долгосрочного развития, чтобы сразу сформировать нечувствительность инвесторов к волатильности из-за всяких глупых провалов — вроде того, как основатель компании Тревис Каланик говорил всякие глупости публично, вовлекался в секс-скандалы и прочее.

Пример выхода Uber на биржу в Нью-Йорке в очередной раз напомнил простую истину: инвестор не видит дальше конца года, когда компания должна выплатить дивиденды

Пример выхода Uber на биржу в Нью-Йорке в очередной раз напомнил простую истину: инвестор не видит дальше конца года, когда компания должна выплатить дивиденды. У аналитика давно готова старенькая финансовая модель для подсчета доходности инвестиции — и он просто вписывает в нее новые цифры. Он не смотрит в суть бизнеса.

Именно это и отпугивает компании, в особенности молодые, которые и хотели бы привлечь капитал, но боятся попасть в прокрустово ложе цифр в финансовом отчете и потерять право на эксперимент. А ведь без экспериментов развития не бывает. Тем более в бизнесе, где нельзя понять, что работает, а что не работает, сидя с листом бумаги и карандашом. Любому решению нужна проверка рынком.

Пока биржа будет агрессивной средой, где из компании хотят лишь выдавить дивиденды в конце года, а не дать ей возможность расти и зарабатывать в более долгосрочном горизонте — будет существовать риск, что молодая бизнесовая поросль будет держаться от финансового рынка подальше.

Я уверен, руководство Uber не будет делать трагедии из отдельно взятого первого дня торговли акциями. Вполне вероятно, что Uber движется к росту. Но совершенно очевидно: междусобойчики вечно неудовлетворенных аналитиков и трейдеров не должны становиться масштабной проблемой для молодых и динамичных компаний. Растущая экономика — это экономика, которая понимает трудности роста и умеет смотреть вперед, а не экономика террариума и взаимного поедания, которая уничтожает инновации и долгосрочное развитие.

Специально для НВ Бизнес

Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Показать ещё новости
Радіо НВ
X