Нелегалы используют Uber Shuttle?

15 мая, 16:15
2204
Цей матеріал також доступний українською

Почему любой пассажир может отказаться от оплаты проезда в Uber Shuttle и будет прав

Вчера был презентован Uber Shuttle (сервис по бронированию места в микроавтобусе, который будет следовать по ряду выбранных направлений в рамках города - ред.). На презентации государственный номер автобуса тщательно прикрыли тряпочкой, чтобы никто не смог по-быстрому проверить наличие лицензии на перевозку у этого автобуса.

Фото: facebook страница автора

Тем не менее, на презентационном фото госномер все же "спалили" - АІ 1212 ІТ. Проверка данного номера в электронном сервисе Укртрансбезопасности показала что этот автобус не закреплен ни за каким перевозчиком. 

Фото: facebook страница автора

Таким образом даже самый простой шаг, а именно закрепить автобус за лицензированным перевозчиком и внести в базу Укртрансбезопасности не был сделан.

Теперь попробуем разобраться что же это вообще за автобус.

Ранее данный автобус ездил с наклейками "Укрвояж" которые ведут на этот сайт. На нем нам сообщают о том, что компания выполняет регулярные рейсы в Затоку, Одессу, Коблево и Черноморск. Проблема лишь в том, что Министерство инфраструктуры Украины и Укртрансбезпека не проводили конкурсов и не выдавали разрешения на перевозку по маршрутам Киев - Затока, Киев - Черноморск. На маршруте Киев - Коблево разрешения есть только у николаевского перевозчика ООО "Гаджиев". По Киев - Одесса перевозчиков чуть больше, но "Укрвояж" среди них нет.

Таким образом на улицы Киева вышел тот самый классический нелегальный Спринтер "нерегулярных перевозок" который ранее ездил по межгороду. Именно такие Спринтера уничтожили сферу легальных межобластных перевозок и перевели её в сферу "Палтава Харьков атправляемся" с кучей негатива о котором могут рассказать пассажиры. И теперь эти Спринтера взялись за перевозки в городе.

Согласно Закону Украины про Автомобильный транспорт у нас есть три основных вида перевозок:

«Услуги по перевозке пассажиров автобусами могут предоставляться по видам режимов организации перевозок: регулярные, регулярные специальные, нерегулярные».

1. «Регулярные пассажирские перевозки - перевозки пассажиров на автобусном маршруте общего пользования по условиям, определенным паспортом маршрута, утвержденным в установленном порядке органами исполнительной власти и органами местного самоуправления или уполномоченными органами Договорных Сторон в случае международных перевозок».

Именно в этом режиме осуществляются перевозки внутри города. Чтобы выйти на маршрут перевозчику нужно выиграть конкурс на соответствующий маршрут и заключить договор с организатором перевозок. Для победы на конкурсе автобусы должны находиться в базе Укртрансбезопасности. Ничего из этого сделано не было.

2. «Регулярные специальные пассажирские перевозки - перевозки определенных категорий пассажиров (работников предприятий, школьников, студентов, туристов, экскурсантов и других) на автобусном маршруте по условиям, определенным паспортом маршрута, утвержденным в установленном порядке заказчиком транспортных услуг или уполномоченными органами Договорных Сторон в случае международных перевозок».

Этот режим очень похож на регулярные пассажирские перевозки, поскольку тоже имеет фиксированный маршрут, расписание, но используется для различных развозок предприятий, магазинов, торговых центров и тому подобное. В Киеве практически к каждому торговому центру ходят те или иные бесплатные развозки которые работают в этом режиме.

3. «Нерегулярные пассажирские перевозки - перевозки пассажиров автобусом, заказанным юридическим или физическим лицом с заключением письменного договора на каждую услугу, в котором определяют маршрут движения, дату и время перевозок, другие условия перевозок и форму оплаты услуги, или перевозки за свой счет».

Этот режим используется для заказных перевозок, он не требует паспорта маршрута и позволяет кому угодно заказать перевозку кого угодно между любыми двумя пунктами. Этим режимом и пользуются на междугородних перевозках, поскольку фактически не требуется ни с кем ничего согласовывать, а достаточно просто найти любое физическое или юридическое лицо в виде заказчика перевозок и "заказать" перевозку.

Если эти перевозчики будут мимикрировать под нерегулярные заказные перевозки, то согласно Правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта заказная перевозка не разрешает взимание платы за проезд

Если эти перевозчики будут мимикрировать под нерегулярные заказные перевозки, то согласно Правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта заказная перевозка не разрешает взимание платы за проезд. Кроме того, пункт 53 гласит:

В случае осуществления нерегулярных перевозок запрещается:

"Осуществление перевозок одним автомобильным перевозчиком или одним транспортным средством по одному маршруту, или между теми же пунктами более двух раз в неделю"

Если же перевозки будут оформляться как регулярные-специальные перевозки, то: 

- во-первых должен быть паспорт маршрута;

- во-вторых все перевозки на каждом маршруте специальных перевозок должны выполняться единым юридическим лицом (или ФОПом) - перевозчиком, поскольку паспорт маршрута имеет четкую графу "перевозчик". Соответственно, все автобусы, которые будут использоваться на маршруте/-тах должны иметь соответствующие документы, а именно - доверенность в пользу перевозчика или другой документ, дающий право использовать автобус и быть внесенным в базу Укртрансбезопасности;

- в-третьих этот режим не предусматривает реализацию билетов на проезд и соответствующий контроль, поэтому в теории любой пассажир может отказаться от оплаты и не будет ничего нарушать. 

Опять же, этого не было сделано, что подтверждается отсутствием автобуса в базе. Таким образом вообще никаких оснований выполнять перевозки в городе на сегодня у них нет. Очень грустно было видеть на презентации нелегального сервиса официальные лица как на уровне КМДА, так и на уровне Министерства инфраструктуры Украины. Того самого министерства, которое проводит десятки совещаний по борьбе с нелегальными перевозками.

Это был мощный сигнал о том, что работать в законодательном поле не обязательно. И это открывает ящик Пандоры, потому что сегодня дали зеленый свет Уберу, а завтра владельцы сотен автобусов решат что чем они хуже и будут открывать свои "маршруты".

Если Укртрансбезопасность не примет решительных мер в течении короткого срока и не прикроет этот сервис, то та чума, которая уже уничтожила официальные межобластные перевозки, может окончательно добить и официальные внутригородские перевозки, которые и так находятся в достаточно печальном состоянии.

Очень грустно на пятом году борьбы за движение в сторону Европы и выполнение законности в стране видеть поощряемые властями движения в сторону нарушения действующего законодательства.

Специально для НВ Бизнес

Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Диалоги о бизнесе

23 мая, в Киеве, известные предприниматели Сергей Тигипко, Пётр Чернышов, Игорь Смелянский и Дмитрий Шимкив станут спикерами лекции НВ «Диалоги о бизнесе: как преуспеть в эпоху перемен».

Записаться на лекцию