Заработает ли Агентство по розыску активов Януковича

0 комментировать
Вернут ли средства, украденные прежним режимом и каков правовой статус Межигорья? Сколько активов вывели за границу Курченко, Захарченко, Пшонка? Известна ли их стоимость и кто должен распоряжаться этим имуществом?

Эти вопросы давно воспринимаются как риторические именно из-за нехватки правовых и институциональных механизмов розыска украденных активов и управления ими. И изменить эту ситуацию призван вновь орган Национальное агентство по розыску и менеджмента активов (АРМА) и дать ответы на риторические вопросы.

Сила международной сети

Идея объединить все европейские страны в сеть, которая проявляла коррупционные активы в различных государствах и препятствовала преступникам скрывать украденные состояние границей, появилась уже давно. Впервые формализовалась она в 2007 году. Именно тогда решение Совета ЕС включило необходимость создания подобных офисов по выявлению и розыску активов во всех странах Евросоюза.

Но с реальным созданием подобного органа в Украине никто не спешил — не было политической воли. Что помогло, позже, носителям этой воли скрыть свое состояние после побега из ограбленной страны.

В 2014 году, после Революции Достоинства возникла необходимость разыскать и вернуть коррупционные активы представителей прежнего режима. Так как государственный институт, который смог бы это сделать, отсутствовал — роль расследователей взяли на себя журналисты. Благодаря их работе и поддержке международных партнеров Украины удалось добиться замораживания состояния коррупционеров за рубежом. Но ненадолго. Ведь из-за отсутствия судебных приговоров и решений по уголовным производствах об аресте этих активов — большинство из них сейчас разморожены.

В 2015 году необходимость создания органа, который бы занимался розыском и возвращением активов, стала до боли очевидной. Виталий Каско, на тот момент заместитель Генпрокурора, возглавил Межведомственную рабочую группу по координации возвращения в Украину средств, полученных преступным путем бывшими высокопоставленными Украины, которая разработала нормативно-правовую базу для формирования указанной учреждения.

Закон о создании Агентства по розыску и менеджмента активов вступил в силу в 2016 году, а с февраля 2016-го агентство заработало. По содержанию, объему функций и правовому статусу оно не имеет аналогов в системе органов государственной власти в Украине. АРМА — центральный орган исполнительной власти со специальным статусом, это необходимо, чтобы обеспечить ему наибольшую независимость, прозрачность и минимизировать коррупционные риски.

Как работает АРМА

Если бы на время бегства Януковича и его приспешников АРМА функционировала, то действовала бы она следующим образом. В ответ на обращение следователя прокуратуры, суда или органа досудебного расследования, Агентство установило бы факты существования конкретных активов: денег, недвижимости, акций и тому подобное. С помощью доступа к международным и межведомственным базам, было бы обнаружено также все зарубежные активы подозреваемых. Во время судебного разбирательства АРМА осуществляла бы управление арестованными активами, в том числе, для сохранения их ценности.

Стоит понимать, что среди активов могут быть как акции, которые могут быстро обесцениться, так и тонны зерна, которое может легко испортиться. Ответственность за сохранение ценности актива лежит именно на армии. После того, как суд выносит решение о конфискации или специальную конфискацию активов, Агентство помогает реализовать эти активы, например, продать имущество и вернуть деньги государству. Итак, весь процесс от розыска к возвращению средств в бюджет отныне относится к компетенции одного органа.

Интересно, что функция "управление активами" в сочетании с выявлением и поиском является именно украинской инициативой. Каждая страна-член с 2007 года создавала подобные институты, однако в большинстве случаев это было два отдельных органа: учреждение по розыску и возвращению (АRО), учреждение по управлению активами (АМО). На сегодня из 28-ми стран-членов ЕС только румынский офис объединяет так же, как и украинское учреждение, функции розыска и управления коррупционными активами.

Кроме этого, в разных государствах подобные органы находятся в разном подчинении. Например, в Бельгии, Нидерландах, Люксембурге и Испании АRO-AMO работают как часть органов прокуратуры или системы юстиции. В Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии и Польше — они действуют в системе внутренних дел. В системе органов исполнительной власти (так называемый квази-административный офис) они принадлежат в Болгарии и Эстонии.

Кроме указанных функций, АРМА должна создать Единый государственный реестр активов, на которые наложен арест в уголовном производстве и сможет формировать антикоррупционную политику государства.

Предполагаемые риски

Решение создать АРМА, как орган центральной власти со специальным статусом, не в последнюю очередь продиктовано существующей политической ангажированностью и избирательностью силовых и правоохранительных структур Украины. Как пояснил Виталий Каско, руководитель межведомственной группы, занимавшейся разработкой нормативно-правовой базы для АРМА, а ныне член правления Transparency International Украина, этот орган должен работать с поиском преступных активов и управлением ими — это коррупциогенный фактор как таковой. Поэтому было бы много желающих взять подобный орган себе в подчинение. По его словам, необходимо избежать этого и обеспечить максимально прозрачные условия для формирования АРМА. Именно поэтому предусмотрели открытый честный конкурс на должность руководителя, достойные условия оплаты труда, публичный общественный совет, гарантии независимости органа (включая аудит иностранцами) — все это вместе должно было сработать.

Не менее важным риском является доступ украинских специалистов к международным базам. Для того, чтобы АРМА смогла установить эффективные связи с международными организациями, очень важно, чтобы орган имел большой уровень доверия международных партнеров, ведь обмен информацией, который предполагается в международной сети, требует высокого уровня ответственности и секретности.

АРМА уже налаживает сотрудничество с другими учреждениями по возврату активов (без ограничений странами-членами ЕС) на двусторонней основе. Также она будет приобщена к сети CARIN (Камденской межведомственной сети по вопросам возвращения активов), которая имеет 67 членов и наблюдателей; к инициативе StAR. Также имеет доступ к региональным сетям, например, Межведомственной сети по возвращению активов Азиатско-Тихоокеанского региона (Asset Recovery Interagency Network Asia Pacific-ARIN-AP) и т.д. Для того, чтобы не произошло злоупотребление этими данными, международные партнеры должны быть абсолютно уверены в прозрачности и подотчетности работы АРМы.

Как присоединиться к общественному совету

Украина, к сожалению, уже владеет не лучшим опытом создания независимого органа со специальным статусом. Это Нацагентство по предупреждению коррупции (НАЗК). Сейчас оно почти дискредитировало себя в глазах национальных и международных партнеров.

Проблемы НАЗК начались еще во время формирования общественной части комиссии, которая должна выбирать руководство. Тогда, напомню, в общественную часть комиссии попало множество карманных организаций, из-за чего ТИ Украина даже обратилась в суд на Кабмин и добилась перевыборов комиссии.

Для того, чтобы новый важнейший орган смог заработать эффективно, на данном этапе крайне необходимо избрание прозрачного и независимого общественного совета. В его полномочия будут входить: контроль расходования Агентством средств госбюджета, предоставление заключений по нормативно-правовым актам, делегирование представителей в конкурсную комиссию на замещение вакантных должностей. Представители громады избираются бессрочно.

Именно сейчас проводится конкурс по формированию общественного совета при АРМА. Каждая общественная организация, уставная деятельность которой связана с противодействием коррупции или правозащитной деятельностью, и которая действует не менее двух лет, может выдвинуть своего кандидата.

Всего существует 9 вакантных мест. Подаваться могут: ученые, иностранцы, государственные служащие, общественные активисты, журналисты, юристы, которые заинтересованы в том, чтобы государство развивалось. Дедлайн подачи 22 августа. Требования к кандидатам и детали проведения голосования можно найти по ссылке .

После того, как комиссия проверит достоверность документов, состоится интернет-голосование за кандидатов.

Очень важно, чтобы этот общественный совет не стал предвзятым и управляемым политическими элитами, и так Transparency International Украина активно призывает неравнодушных подавать свои кандидатуры и выдвигать добродетельных кандидатов.


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: