Как бороться с трудовой миграцией

14 августа 2018, 16:30

Растущие темпы трудовой миграции из Украины – одна из наиболее обсуждаемых проблем. Некоторые политики считают это нормальным: поляки уезжают работать в богатые страны Европы, украинцы приходят на их место.

Рынок труда стал глобализированным – все куда-то едут. В чем проблема? Но бизнес реально обеспокоен. Дефицит квалифицированных кадров становится острее с каждым месяцем. В Украине все сложнее создать новое производство: можно привлечь инвестиции, но работать некому. Нет работы – нет налогов, нет социальной и другой инфраструктуры, и спираль депрессии затягивает страну во все большую яму.

Видео дня

Мы в дорожном строительстве эту ситуацию предвидели давно. Дорожники в чем-то похожи на шахтеров. В нашей сфере распространенное явление – рабочие династии. Отец работает на асфальтоукладчике, дядя - на грейдере, сын - на бульдозере. Многие бригады формировались из родственников, существовал свой уклад, традиции. В какой-то момент все начало рушиться. Престиж профессии упал до катастрофического уровня. Династии остались в прошлом: сын решил стать экономистом, дядя ушел работать водителем к фермеру. Отец выращивает помидоры на своем огородике. Возник определенный вакуум в отрасли: часть специалистов вышла на пенсию, часть - уехала на заработки за границу, а большинство вообще переквалифицировалась: те, кто работал на дорожных машинах, освоили сельскохозяйственную технику и ушли в агросектор. При этом молодых специалистов практически никто не обучал, поскольку желающих было крайне мало.

Не лучшая ситуация сложилась и с инженерными специальностями. Наборы в вузы снизились в разы, соответственно, в 5-6 раз сократилось и количество выпускников. Дорожные вузы быстро переориентировались на экономические, управленческие специальности. Желающих стать инженерами практически не осталось. А те, кто не хотел осваивать гуманитарные специальности, ушли в сферу ІТ.

В течение двадцати с лишним лет среднее специальное образование в отрасли дорожного строительства уничтожалось и недофинансировалось.

И вот в отрасли появилось финансирование. Возник спрос. Ура, государству понадобились хорошие дороги, мы готовы дать работу! А работать кому? Доходит до того, что дорожные компании переманивают друг у друга целые бригады.

Мы отчасти предвидели эту ситуацию. И уже давно начали сотрудничать с учебными заведениями, отбирать лучших ребят, привлекать их на практику, заключать контракты – мы оплачиваем им обучение, они обязуются отработать у нас определенное количество времени. Нельзя не отметить, что была проведена образовательная реформа, появились специализированные колледжи, которые во многом начали восприниматься как трамплин к высшим учебным заведениям.

Но все это меры, что называется, "на перспективу". А пока рецепт лечения оказался банально прост: дорожные компании оперативно подняли зарплаты. Чудес не бывает. Чтобы вернуть лучших специалистов из фермерских хозяйств, с полей, пересадить их с комбайнов на грейдеры, погрузчики и асфальтоукладчики, нам нужно было им что-то предложить!

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

В итоге за последние 2 года нам пришлось поднять зарплаты в два раза!

Сегодня заработки специалистов-дорожников вышли на уровень польских. Ведущий инженер компании зарабатывает в среднем более 30 тысяч гривен в месяц. Что касается рабочих специальностей, к примеру, у операторов техники, в зависимости от механизма, зарплатная "вилка" составляет от 15 до 20 тысяч гривен. Дорожные рабочие получают около 15 тысяч, в зависимости от дней, проведенных на вахте. Это достаточно высокие зарплаты. Оплата почасовая и подневная.

Если сравнивать эти данные с оплатой труда в Восточной Европе, то наши зарплаты в среднем не дотягивают всего 20-25%. Но дома и жизнь дешевле. И "в сухом остатке" у рабочего та же сумма, что он зарабатывает за границей. Поэтому рассчитывать, что в ближайшие годы зарплата будет расти такими же темпами, не стоит. Да, конечно, будет поправка на инфляцию, в районе 10%. Но не более того.

Кстати, в сметной документации у нас средняя зарплата обозначена в размере 6,4 тыс. грн. То есть родное государство считает, что рабочий согласится работать за эту сумму. Но мы в бизнесе понимаем, что никто за такие деньги работать не будет. В итоге платим намного больше.

Вывод: трудовая миграция – это не зло. Это стимул, чтобы и государство, и бизнес осознали – нет иного выхода, как платить своим специалистам зарплаты, паритетные "зарубежным". Не стоит даже пытаться строить модель экономического роста Украины на низких зарплатах. Не получится нам пройти путь стран Юго-Восточной Азии, где начинали с того, что работали за миску риса. Качественные и квалифицированные работники с этим уже не согласятся. Да и не надо нам это. Мне как бизнесмену не интересно нанимать за копейки необученных людей, дать им лопаты и сказать - стройте дорогу. Что они настроят? Мне интересно купить современную технику и нанять людей, знающих, что с ней делать.

Это же правило касается и госпредприятий. Зарплаты в 6 тысяч гривен – это неэффективность, коррупция, отсутствие мотивации к эффективности и развитию. Давайте менять отношение к зарплатам – и мы увидим, как очень быстро решится проблема не только трудовой миграции, но и многие другие.

Показать ещё новости
Радіо NV
X