Геймификация, гаджеты и проектное обучение. Семь современных трендов в образовании

14 июля 2020, 15:00

Мировой рынок Educational technology к 2025 году вырастет более чем вдвое — со $158 млрд до $342 млрд. Новые методики рано или поздно вытеснят консервативные, унаследованные от советских времен.

Школьная система образования претерпевает коренные трансформации. Вместе с технологиями подачи материала педагогами ученикам изменится и тайминг уроков, не рассчитанный на разный уровень восприятия и концентрации внимания. Считается, что со временем, традиционное накопление знаний в виде оценок будет отменено, а учебный процесс модернизируется за счет новых, продвинутых диджитал-решений и геймификации.

Видео дня

Вообще, в современных реалиях нашу жизнь сопровождают стремительные метаморфозы, усиленные внешними факторами, такими, например, как карантин из-за распространения коронавируса. В этих условиях, мне приходит в голову афоризм Конфуция: «Когда дует ветер перемен, одни возводят стены, другие строят ветряные мельницы». Я предпочитаю ставить паруса, используя обстоятельства. Поэтому, для меня важно вовремя уловить современные тенденции в системе обучения и внедрять их, готовя школьников для вхождения в еще неизвестный технологично развитый мир. Готов поделиться с вами основными трендами, выделенными в последнее время.

1. Искусственный интеллект идет в образование. Указанная экспансия предполагает два аспекта.

Первый — это автоматизация школьных процессов, которая у нас в Украине, находится на ранней стадии и применяется в некоторых учебных заведениях. В современных школах, учебные классы снабжены не только компьютерами и проекторами, но и интерактивными досками с демонстрацией 3D-изображений, а лаборатории для изучения естественных наук — современным лабораторным оборудованием.

Второй аспект, более интересный и захватывающий. По сути, он связан с формированием нового стандарта: почему нужно учить детей с точки зрения искусственного интеллекта и что с этим делать на уровне подготовки учителей. Речь о том, как научить учителей учить детей компьютерной грамотности. Это довольно обсуждаемая тема, потому что сегодня искусственный интеллект начинает восприниматься не просто как надстройка над всеми компьютерными технологиями. Он становится все более значимым и находит широкое применение. Чтобы организовать обучение искусственному интеллекту в Украине, следует, в первую очередь, включить в школьную программу изучение языков программирования, на которых разрабатываются системы искусственного интеллекта. Сейчас наиболее популярный язык для этой цели — Python. Это довольно простой язык, школьники способны быстро его освоить.

2. Залипать в гаджеты можно с пользой. Сейчас активно набирает обороты тренд, поддерживаемый технологическими монстрами, такими и как Apple и Google. О нем много говорили специалисты во время «Всемирной конференции для разработчиков на платформах Apple», рассуждая о модернизации «Улицы Сезам», известной образовательной ТВ программы, существующей с 1969 года. Именно инициаторы «Улицы Сезам» первыми в Мире поняли, что гораздо лучше, чем оторвать детей от телевизоров, сделать телевизор полезным для детей. И они победили, ведь сегодня, проект успешно транслируется в 150 странах мира. благодаря ему «телеящик» стал для детей своего рода социальным паттерном по обучению методом игр и сказок.

История телевизоров, сегодня происходит с гаджетами. Оторвать от них детей невозможно. Это даже сильнее, чем приставки. Потому что доступнее: смартфон есть в любой семье, игры на нем бесплатные или дешевые. Теперь встает вопрос: как вложить в смартфоны что-то полезное, но так, чтобы по форме это было так же круто, как «Фортнайт»? В мире есть много решений этой задаче. В Украине недавно появилась образовательная платформа Erudito, это наша разработка, совместно с партнерами. Erudito является полноценной учебной программой, благодаря которой дети могут проводить время за смартфоном с пользой.

3. STEM образование продолжает развиваться, а с ним и новые продукты, конструкторы, программируемые работы для детей. Акроним STEАM включает: Science (естественные науки), Technology (технологии), Engineering (техническое творчество), Art (искусство), Mathematics (математику). Уже сегодня мы видим серьезные изменения и поддержку крупных игроков, которые к рынку образования до этого не были причастны.

По STEAM-образованию проводится много семинаров, интернет-конференций, разрабатываются приемы и формы работы. Эти технологии также используются в изучении творческих, гуманитарных дисциплин. Благодаря развитию технологий, в ближайшие 10 лет около 2 млрд традиционных рабочих мест освободятся и им на смену придут новые.

Важно вовремя уловить современные тенденции в системе обучения и внедрять их, готовя школьников для вхождения в еще неизвестный технологично развитый мир

Согласно экспертным исследований скоро рынок труда потребует: IT-медиков, биоэтиков, тренеров творческих состояний, тренеров по майнд-фитнесу, медиаполицейских, техно-стилистов и сити-фермеров. Вполне возможно, что в этом году первоклассники будут изучать эти пока не очень понятные специальности. Например, в нашей школе мы стараемся максимально охватить все дисциплины, используя проектную форму работы. Особый интерес у детей вызывают STEM проекты. В этом учебном году с учащимися старших классов мы работали над темой «Симметрия» в различных областях науки — математика, физика, химия, литература, языки. В конце учебного цикла участники проектов отчитывались перед аудиторией классов и демонстрировали интерактивные презентации.

4. Медиа-среда, формирующая нашу реальность и медиаобразование — сейчас мы наблюдаем взрывной рост популярности социальных сетей и визуальных источников информации, таких как YouTube, Instagram, Twitter. Медиа-сообщения начали формировать наше восприятие мира. По большому счету, все медиапродукты являются рекламой, поскольку они предлагают конкретные ценности, стиль жизни, стимулируют потребительский интерес. Рядовой пользователь имеет возможность привлечь широкую аудиторию, используя палитру средств и убедить других, повлиять на них. Для предотвращения распространения и укоренения вредных, идей дети — пользователи сетей, должны обладать медиаграмотностью.

Медиаобразование — это процесс развития личности с помощью масс-медиа с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Школьники должны уметь активно использовать информационную среду грамотно и фильтровать поступающую информацию.

5. Геймификация контента на уроке. Элементы игры были в образовании столько, сколько оно существует. В них начали играть еще античные школьники. Изучая римское право, в ходе урока учащиеся моделировали преступную ситуацию, а следом ее исправляли.

В начале прошлого века ученые сделали первые попытки изучения игровых практик. В 1938 году была опубликована одна из первых работ на эту тему — трактат Homo Ludens, «Человек играющий» голландца Йохана Хейзинги, где он объясняет влияние игр на общество и мотивацию индивида. В 1980 в США появилась философия видеоигр, а чуть позже в Европе зародилась новая область исследований — Game Studies.

Геймификация как система начала формироваться в 2000-х годах вместе с развитием цифровизации. В 2010-х ее стали внедрять в бизнес и образование — она стала ответом на однотипность и консервативность процессов. Сегодня геймификация — система, которая работает с внешней стороной образовательного процесса. В нашей школе геймифицировать подачу контента на уроке удается посредством программы Classcraft. Это онлайн-игра, которую учитель и ученики вместе проходят на уроке.

6. Креативность — наше все, или необходимая составляющая успешного человека. Это способность видеть то, чего еще нет. Поскольку, очень скоро, большинство рутинных операций будет автоматизировано, от человека все больше потребуется умение мыслить нестандартно и создавать новый продукт, соответствующий современным требованиям. Люди будущего — генераторы новых идей. Креативные, инициативные люди с хорошим воображением, которые могут работать всегда, везде и со всеми, для них нет возрастных ограничений; они не боятся провала, способны применять знания и опыт в различных социальных и организационных изменениях.

Для современных детей, с их бурным воображением, желанием проявлять себя в различных ситуациях, при правильном подходе развить креативность просто. Но, педагогам, прежде всего следует понимать, что развивая креативность, они открывают пространство свободы и возможностей для одаренных детей. А одаренные дети, новаторы, креаторы это интеллектуальный потенциал Украины.

7. Проектное обучение — позволяет учителям предоставить школьникам свежую информацию и развить навыки, необходимые в XXI веке, а ученикам — взаимодействовать с программой, захватывающим способом.

Закодировать работу с помощью своего телефона, помочь местным предпринимателям повысить экологическую устойчивость и сократить отходы, написать и выпустить собственную книгу, уже сегодня, для каждой дисциплины в зарубежной школе предусмотрена активная проектная работа. Например, в одном американском колледже, ученики для предмета «Инженерный дизайн» вручную собирают действующий самолет, где все, от заклепок до оформления кабины двигателя, они делают под руководством преподавателя. После завершения проекта самолет продают.

Таким образом, ребенок находит практическое применение своих теоретических знаний математики и физики и остается вовлеченным в процесс в течение длительного времени. В целом, в Европе и Штатах задачи проектного обучения — помочь им работать в команде, преодолевать трудности и достигать прогнозируемых академических результатов. Сотни школ в США, Европе, Сингапуре и Австралии вовсю используют этот метод для изучения физики, химии, биологии, истории и литературы. Многочисленные исследования показывают, что проектное обучение повышает вовлеченность и интерес школьников, позволяет глубоко разобраться в проблеме. Ученики в проектных классах быстрее усваивают материал и применяют знания на практике.

Наконец, тренды в школьном образовании на избранных мной не заканчиваются. Технологии будущего сегодня находятся в руках несовершеннолетних. Они используют их с раннего детства и быстро адаптируют свой образ жизни под них. Именно поэтому школы и школьные педагоги должны быстро реагировать на условия динамичного мира.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X