Изменения отраслей и бизнес-моделей. Что стоит переосмыслить бизнесу в 2020 году

21 января 2020, 16:30

Усиливать локальные сообщества, четко доносить до клиента свою миссию, менять бизнес-модели в соответствии с целями устойчивого развития. На что стоит обратить внимание украинскому бизнесу в 2020?

Многие компании сейчас задумываются, идти ли им в ширину, то есть масштабироваться и распространяться глобально, или наоборот — идти в глубину. Один из трендов, когда компании пытаются не столько увеличиваться, сколько сосредоточиться на том, чтобы углубляться в локальные сообщества и решать проблемы тех сред, где они работают. С другой стороны, появляется немало возможностей, чтобы совершить существенный скачок уже в этом году. Так внедрение целей устойчивого развития ООН — прекрасная возможность для привлечения инвестиций и налаживания/расширения экспорта.

Видео дня

Все больше людей и, к счастью, крупных корпораций осознают, что планета у нас одна и вред, который мы наносим окружающей среде — невосполним. Можно ли еще изменить ситуацию — неизвестно. Однако мы точно можем замедлить темпы разрушения экосистемы.

Такой подход приводит к изменению отраслей и бизнес-моделей. Бизнес снова переосмысливает свои отношения с клиентами, стейкхолдерами и многие компании уже на пути к изменениям.

А 17 целей устойчивого развития ООН открывают для предпринимателей новые возможности. Потому что если бизнес берет на себя обязательства им следовать, то может получить грантовую поддержку на обновление производства, доступ к европейским рынкам, экспертизу и тому подобное. Более того, уже скоро устойчивое развитие станет необходимым условием для инвестиций и экспорта.

В этом году мы стали национальным консультантом ПРООН по разработке онлайн-курса для бизнеса о целях устойчивого развития. Поэтому, надеемся, что эти знания станут для украинских предпринимателей толчком к переосмыслению и качественных изменений.

Как меняются мировые гиганты уже сегодня

Посмотрим на текстильную промышленность (изготовление одежды и обуви), ведь именно эта отрасль отвечает за 10% загрязнения окружающей среды. Радует, что все больше компаний думают как это изменить. Да и сам потребитель стал более требователен, он разбирается где вещь изготовили, как и сколько ресурса затратили. С другой стороны, когда мы говорим о семейном бизнесе, то следующее поколение не очень хочет перенимать управление в компании, которая отвечает за 10% загрязнения планеты. Первый вопрос, который они задают семье, а что мы делаем с тем, чтобы решить проблему? Все на поверхности.

На конференции Web Summit 2019 текстильная индустрия была в фокусе, а представители таких брендов как H&M, PVH: бренды Calvin Klein и Tommy Hilfiger рассказывали о том, как они решают вопрос загрязнения. Все в один голос декларируют изменения.

В общей сложности 80% текстильного производства сосредоточено в Азии, и сейчас многие мировые гигантов объединились, чтобы следить за надлежащими условиями труда там

Например, H&M решает вопросы устойчивого развития через круговую/циркулярную экономику (circular economy). Прежде всего, речь идет о дизайне, где ключевую роль играет предсказание спроса, компания использует искусственный интеллект, чтобы избежать чрезмерного производства. Дальше — сырье, 57% производства в H&M на сегодня является или органическим, или подлежащим переработке. К 2030 году компания поставила себе цель довести этот показатель до 100%. И изготовление одежды: если раньше их мало заботило, на какой фабрике их поставщик изготовил джинсы каких условиях работали люди, за какую оплату и сколько ресурсов было потрачено), то теперь они четко работают со своими стейкхолдерами — следят за соблюдением достойных условий труда и его оплаты, отслеживают, чтобы на фабриках не работали дети и тому подобное.

В общей сложности 80% текстильного производства сосредоточено в Азии, и сейчас многие мировые гигантов объединились, чтобы следить за надлежащими условиями труда там.

Продажа — 96% электричества во всех офисах, магазинах и складах происходит из возобновляемых источников. Ремонт и повторное использование — H&M работает с социальными проектами, один из которых — сеть мастерских по ремонту одежды, которую они открывают в сотрудничестве с социальной службой в Швеции. Это небольшие ателье, где работают женщины-мигранты, и куда можно принести свою одежду на ремонт, вместо того чтобы ее выбрасывать. Компания также имеет самую большую долю в платформе Second Hand Sellpy. Управленцы признаются, что пока это небольшие шаги, но они работают в этом направлении.

Еще одна интересная инновация прозвучала от Calvin Klein и Tommy Hilfiger, которые меняют свою бизнес-модель используя технологии.

Так в компании отказываются от отшивания образцов одежды, которых в итоге получается очень много и потом их просто выбрасывают. Зато они создают 3D модели для производства и ритейла, именно в 3D шоу-румах их клиенты теперь выбирают сколько и какой одежды закупать, а компания четко знает, что отшивать. В общем отрасль движется к тому, что уже вскоре аватар каждого из нас сможет уйти в виртуальный магазин, примерить виртуальную одежду, и если понравилось купить все в один клик (лично я очень мечтаю о такой опции).

«Мы хотим сами постоянно „подрывать“ нашу бизнес-модель без „подрыва“ бизнес-результатов», — говорит СЕО Calvin Klein и Tommy Hilfiger.

Каково мое предназначение

Одним из главных трендов 2020 я бы назвала английское слово purpose — предназначение, цель существования твоей компании. Все решения, которые будут принимать в будущем, будут отталкиваться от целей и ценностей, которые заложены в основу. Даже социальную сферу, в которой хочешь работать и чьи проблемы хочешь решить, компании теперь отбирают соответствии со своим предназначением, что аутентично ложится в пирамиду ее ценностей.

Purpose диктует, с кем мы работаем, какие решения принимаем, как мы коммуницируем с клиентом и т. д., конечно сохраняя при этом гибкость к различным рынкам и изменениям. О предназначении будут спрашивать ваши инвесторы, работники, клиенты. Оно должно быть понятным для всех, потому что это основные ориентиры, координаты, по которым ты двигаешься. Время интересов исключительно для shareholders потихоньку проходит, зато понятие stakeholders становится гораздо шире, когда бизнес заботится не только об интересах акционеров, но и о широком круге — работников, клиентов, локальных сообществ.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X