Что произошло с торговыми центрами после карантина

16 июля 2020, 07:40

В период локдауна украинский ритейл находился в ожидании катастрофы. Что произошло на самом деле?

Страны, которые первыми восстановили торговлю, заявляли о снижении товарооборота на 30−40%, который, впрочем, демонстрировал дальнейший рост примерно на 10% в каждый последующий месяц. В связи с более низкой экономической прочностью страны и более низкими доходами населения, мнения украинских экспертов были еще пессимистичнее. Однако, в первые полтора месяца восстановления работы торговых центров показали, что ни одно из ожиданий не произошло.

Видео дня

Первыми открылись регионы и продемонстрировали различную динамику ритейла, что несколько коррелировала с масштабом заболеваемости: товарооборот сетевых ритейлеров на Западе страны сильнее отличался от прошлогоднего, тогда как в Центре и на Юге почти не изменился, а на Востоке в рекордные сроки вернулся к росту.

Однако, все больше ждали флагман торговли страны — Киев. И он продемонстрировал наиболее положительную динамику с точки зрения роста товарооборота. Посещаемость торговых центров почти не изменилась от прошлогодней, несмотря на то, что все развлекательные заведения, а они приносят обычно до 30% трафика — были закрытыми. А вот конверсия и средний чек выросли.

Причин для этого несколько:

 — Украина остается одним из самых больших рынков потребления ввиду ее численности и размера, которые накопил масштабный отложенный спрос;

 — Почти все ее население, которое обычно летом путешествует, осталось дома, сохранив высокие показатели посещаемости торговых проектов и потребительских расходов;

 — Тревел-шопинг также не сложился, оставив эту достаточно весомую долю товарооборота на нашем рынке.

Стоит отметить, что формат работы ритейл-сетей после карантина не демонстрировал панических настроений: все открыли магазины с привычным уровнем цен, сезон скидок не начался раньше обычного. Торговля в июне была рентабельной и активной. Однако, период локдауна и неопределенность привели к значительно более низким объемам закупок товара, чем обычно. А потому июль начался с полупустых витрин и сокращенного ассортимента. Именно поэтому по результатам месяца ожидается снижение товарооборота в рамках 10%.

Средне- и долгосрочные планы ритейла оптимистичны. Компания NAI Ukraine вместе с CEETRUS Ukraine проводит еженедельные Public talks с крупнейшими международными ритейлерами по их планам и перспективам развития на рынке. Абсолютно все они сохранили, или даже усилили планы по расширению сетей и открытие новых магазинов в этом и следующих годах.

Поэтому, экономических предпосылок для пересмотра арендных договоренностей нет. Другим моментом является тот факт, что качество концепции, конкурентоспособность некоторых ритейл-сетей и торговых центров является низкой. Период локдауна не стал причиной, однако ускорил процессы, которые и так имели бы место для них в ближайшее время: закрытие и переформатирование.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

К тому же, еще более очевидным становится перераспределение потоков посетителей: из-за коронавируса потребители стремятся посещать меньше локаций, купив все в одном месте, удобном и просторном, где легче минимизировать контакты. Именно таким местом являются региональные и суперрегиональные торговые центры: Lavina mall, River mall и Ocean Plaza. Ритейлеры отмечают исключительную динамику продаж в Lavina mall, что после локдауна отличается сильнее, чем раньше.

Киев продемонстрировал наиболее положительную динамику с точки зрения роста товарооборота

Большие и актуальные объекты быстрее восстановятся и не будут подвержены фундаментальным изменениям в посещаемости и заполняемости. Именно здесь сохранится высокая заполняемость и сконцентрируется внимание ритейлеров по расширению сетей.

Другая большая группа торговых проектов будет вынуждена побороться за восстановление докризисных показателей. Очевидно, что здесь мы увидим закрытие магазинов, рост вакантности, интенсивный процесс переговоров, в результате чего снизятся арендные ставки, что может повлиять и на общерыночный уровень.

Вероятно, в ближайшие годы мы увидим много проектов реконцепции ТЦ и их переформатирования в другую недвижимость. Актуальными направлениями последнего могут стать коворкинги в ТЦ, открытие складов последней мили (так первый формат увидим и в новых ТРЦ, которые будут открываться в ближайшие годы) и др.

Самое сложное спрогнозировать развитие энтертеймента. Частично он до сих пор не открылся, а открытые кинотеатры не могут показать положительные результаты по ряду объективных причин: отсутствие премьер, возможность лишь частичного заполнения залов и вообще страх потребителей к долгому пребыванию в закрытом помещении с другими людьми. Однако, скорее всего, сегмент развлечений вернется на путь развития и роста со снижением коронавирусной угрозы.

По мнению многих экспертов, развлекательный сегмент не имеет полноценных альтернатив, и будет представлен в ТРЦ, служа якорным элементом. Объекты находятся в поиске альтернативных форматов, в частности, малых форматов в стиле edutainment.

Будущее развитие рынка сконцентрируется вокруг трех форматов, которые демонстрируют свою актуальность и эффективность, как и период до, так и после локдауна, поскольку обеспечивают максимальное удобство и наилучшее удовлетворение потребностей потребителя:

 — Региональные и суперрегиональные центры, благодаря концентрации максимального и наиболее качественного предложения в одном месте;

 — Транзитно-ориентированные проекты, поскольку обеспечивают максимальное удобство потребителю;

 — Многофункциональные комплексы, объединяющие в себе места для жизни, работы, покупок и отдыха, экономя время и оптимизируя перемещения.

В то же время есть форматы, которые доказали свою переоцененность. Речь идет о стрит-ритейле, который имел кратковременный взлет при отсутствии альтернатив. Однако с открытием торговых центров, обеспечивающих лучшее и более широкое предложение, вернулся к посредственным показателей. И онлайн-продажи — полный переход к ним на время карантина показал ритейлу, что этот инструмент имеет ограниченность и значительные расходы. Он не может полноценно заменять офлайн. Наряду с этим сильнее закрепились тренды развития именно омниканальных продаж. В ближайшем будущем мы сможем наблюдать рост такого формата продаж, как click&collect в фэшн-индустрии и сферах общественного питания — возможность выдачи предварительно заказанного товара.

Вместе с тем, общемировой тенденцией является приобщение ТРЦ к онлайн-продажам: служа агрегатором потоков и предложения в офлайне, проекты создают маркетплейсы и выполняют те же функции онлайн. Украинские ТРЦ пока еще пассивны в этом направлении, но, возможно, увидим активное движение в этом сегменте в ближайшее время.

Показать ещё новости
Радіо NV
X