О чем договорился Нафтогаз с Газпромом: сильные и слабые стороны, возможности и риски транзитного соглашения

21 января 2020, 10:00

Развязка газового транзитного конфликта Украины и России — победа или поражение? По просьбе НВ Бизнес эксперты аналитического центра DiXi Group провели анализ всех известных параметров соглашения

1 января наступила новая реальность — новый оператор ГТС Украины продлил транзит российского газа. Речь идет о целом пакет соглашений, которыми НАК «Нафтогаз Украины», Оператор ГТС Украины и Газпром урегулировали продолжение транзита.

Видео дня

Украинские переговорщики убеждают в победных результатах, тогда как сами соглашения остаются под покровом конфиденциальности. Что же получается в сухом остатке? Речь идет о целом пакете соглашений, которыми НАК «Нафтогаз Украины», Оператор ГТС Украины и Газпром урегулировали продолжение транзита. Новую систему договоренностей поможет понять базовый SWOT-анализ.

Сильные стороны (Strengths)

Сохранение транзита как такового имеет экономические выгоды для Украины. Планы РФ лишить наше государство выгодного бизнеса и запустить все обходные газопроводы не реализовались. Украина получит гарантированный доход на ближайшие пять лет, который оценивается в $7,2 млрд. Газпром может бронировать дополнительные мощности ГТС, и от этого доходы будут только расти. Суммарный положительный эффект на экономику оценивается в следующие 5 лет на уровне 150 млрд грн.

В Украине заработал независимый сертифицированный оператор ГТС, который перешел с Газпромом на европейские правила работы. В частности, подписаны межоператорское соглашение между «Оператором ГТС Украины» и Газпромом, которое определяет технические регламенты и правила взаимодействия, а также фиксирует переход на энергетические единицы. Несмотря на то, что это соглашение работает только на двух точках входа в ГТС ( «Сохрановка» и «Суджа»), оно позволяет европейским компаниям бронировать мощности ГТС Украины с точкой передачи газа на границе с РФ.

— Внесена ясность относительно основных конфликтных вопросов, по контрактам января 2009 закреплен отказ от всех претензий и исков. Мировое соглашение между Нафтогазом и Газпромом говорит об отказе от взаимных претензий, украинская сторона получила выплату почти $3 млрд по решениям Стокгольмского арбитража. Также окончательно закрыт вопрос ответственности за поставки россиянами газа в ОРДЛО. Мировое соглашение с Газпромом относительно штрафа АМКУ не предусматривает возвращения россиянам активов, которые были конфискованы в Украине в исполнение этого решения. Нафтогаз же продолжит судиться против РФ о захваченных активах в Крыму.

— На услуги оператора ГТС Украины установлены привлекательные для пользователей и конкурентные тарифы по сравнению с альтернативными трубопроводами. Около 80% тарифной выручки оператора будет обеспечено за счет транзита, а это означает уменьшение нагрузки на пользователей в Украине (добытчиков, потребителей). Положительный эффект для таких пользователей руководитель Оператора ГТС Украины Сергей Макогон оценил в десятки миллиардов грн. Потенциально — это и снижение оптовых цен на газ (при условии перехода с «хаб+» на «хаб0» как принципа ценообразования).

Слабые стороны (Weaknesses)

— Минимальные объемы транзита де-факто свидетельствуют о реальности запуска российских обходных «потоков». На 2020 год эти объемы зафиксированы на уровне 65 млрд кубометров, то есть это те же 89,6 млрд кубометров транзита в 2019 году минус 15 млрд кубометров, которые пошли по Турецкому потоку. На 2021−2024 годы минимальные объемы составляют по 40 млрд кубометров, то есть еще минус 25 млрд кубометров — примерно столько заберет Северный поток-2 при 50% использования мощностей.

— Мощности ГТС бронирует Нафтогаз как компания — организатор"транзита, а не Газпром напрямую. Это является уходом от европейской практики, где заказчиком услуг транспортировки является непосредственно шиппер (владелец газа), а не сторонняя компания; кроме того, плата за транзит не является результатом торга, а определяется регуляторами, которые устанавливают соответствующие тарифы. Нафтогаз же — имея договор с Газпромом, где зафиксированы условия и объемы, а также свой «тариф» — выступил в качестве промежуточного звена между Газпромом как реальным заказчиком услуг по транспортировке и Оператором ГТС Украины.

Такое посредничество может поставить под вопрос функциональность анбандлинга. Нафтогаз продолжает быть частью транзитного бизнеса: во-первых, получает маржу как «турагентство» по организации услуг транзита, страхуя риски для Газпрома; во-вторых, как материнская структура Укртрансгаза будет получать часть прибыли оператора ГТС по договору о купле-продаже активов. Более того, представители Нафтогаза не скрывают, что рассчитывают предоставлять услуги «организатора транзита» другим компаниям, в т. ч. европейским.

Возможности (Opportunities)

— Переход на сотрудничество по европейским правилам дает возможность и другим европейским компаниям бронировать украинскую ГТС для транзита российского газа. Это дополнительные доходы для Нафтогаза и оператора ГТС. Дополнительное бронирование мощностей на короткий период, например для покрытия пикового спроса в Европе, будет осуществляться по более высокому тарифу (коэффициентами к действующим тарифам).

— Быстрая интеграция газовых рынков Украины и ЕС. Разблокировка точек соединения с государствами-членами ЕС, где Газпром выполнял роль «супероператора», позволит оператору ГТС зарабатывать на дополнительных услугах/продуктах. Уже сейчас на весь объем транзита возможен виртуальный реверс, а это дополнительные объемы для импорта газа в дополнение к физическому. Скоро должны начаться тестовые поставки газа в Украину реверсом через Трансбалканский газопровод. ОГТСУ планирует провести road show по оказанию услуг транспортировки на короткие расстояния (Short-haul services) — например, такой «короткий транзит» возможен из Польши в Венгрии и Румынии, из Венгрии в Словакию и так далее.

— Применение права ЕС к отношениям с Газпромом и другими заказчиками мощностей ГТС позволяет также требовать от РФ демонополизации трубопроводного экспорта. Свободный доступ третьих сторон к бронированию входа в ГТС Украины — это также шанс прекратить экспортную монополию Газпрома и возобновить поставки газа из Средней Азии или получать газ от других компаний из России.

— 5-летний контракт открывает возможности для долгосрочного планирования развития ГТС и решения проблем рынка. Не секрет, что мощности ГТС требуют оптимизации под потребности рынка, а также развития на перспективу — включая новые направления транспортировки газа и использования для других энергоресурсов (водород, биогаз). Среди вызовов оператора ГТС, которые необходимо решить, — и урегулирование небалансов, то есть решение проблемы отборов газа из системы вне контрактных объемов.

Угрозы (Threats)

— Возможность продления транзита еще на 10 лет достаточно призрачна, хотя и зафиксирована в трехстороннем протоколе. Несмотря на заинтересованность европейских потребителей, в 2025—2034 гг. интерес Газпрома к украинскому маршруту будет еще ниже из соображений усиления конкуренции в ЕС. Это подпитывается тем, что к 2030 году спрос на газ в ЕС — по большинству прогнозов — будет стабильным или немного снизится, тогда как к 2050 году он будет снижаться учитывая высокие цели по сокращению выбросов парниковых газов. Таким образом, после запуска Турецкого потока и завершение строительства Северного потока-2 стратегией Газпрома будет перезаключение договоров с европейскими потребителями и полное исключение украинского маршрута доставки газа.

— Возросла вероятность возобновления прямых поставок российского газа в Украину. Действительно, законодательных ограничений для этого не было и нет, достаточно иметь контракт с Газпромом и забронировать мощности на вход в ГТС Украины. Восстановление импорта газа из РФ может иметь потенциальные преимущества по цене (если она будет рыночной, на базе цены хаба NCG и «обоснованной скидки»), однако также вернет Кремлю рычаги политического влияния на ситуацию в Украине, как это было до 2014 года. Пока в Украине нет ликвидного и конкурентного газового рынка, прямые продажи газа из РФ должны быть ограничены или запрещены (или разрешены только в случае, если договоры подпадают под действие законов и правил ЕС).

Автор: Роман Ницович

Директор по исследованиям аналитического центра DiXi Group

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X