Как и зачем разрабатывалась Национальная транспортная стратегия Украины до 2030 года
Не продукт грантоедов, а комплексная работа
Блог в ответ на колонку Владимира Шульмейстера. Эта колонка о стратегии Укрзализныци прошла бы мимо моего внимания, если бы не критика базового документа для транспортной отрасли НТС 2030.
В связи с изменением приоритетов развития страны: внедрением евроинтеграционного курса и имплементации Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, изменением геополитической среды, фактической войны с Россией, экономической ситуацией в Украине, необходимостью определения шагов по внедрению реформ, в 2016 году надо было обновить действующую в то время Транспортную стратегию Украины до 2020 года (Одобренную 20.10.2010).
Все это стало предпосылкой для разработки Национальной транспортной стратегии Украины на период до 2030 года. Мининфраструктуры при поддержке представительства Европейского Союза в Украине, Всемирного банка и при участии представителей областей, городов и общественности была начата работа по разработке новой Транспортной стратегии на долгосрочный период.
Как разрабатывалась стратегия
Разработка данного документа осуществлялась в рамках проекта технической помощи проекта ЕС «Поддержка имплементации Соглашения об ассоциации и Национальной транспортной стратегии». Мы привлекли иностранных специалистов для применения лучших мировых практик в сфере развития транспортной отрасли.
НТС 2030 включает четыре стратегических раздела, по каждому из которых отражено: общие проблемы, требующие решения, перечень задач направленных на их решение и ожидаемые результаты, такая четкая и понятная структура не только дает понимание среднесрочных перспектив развития транспортной сферы, а и отражает пути достижения.
Следует отметить, что впервые в стратегическом документе, касающемся транспорта, были предусмотрены не локальные мероприятия по модернизации и обновлению отдельных элементов транспортной инфраструктуры и подвижного состава, а применен комплексный подход и включен раздел по инновационному развитию транспортной отрасли и глобальные инвестиционные проекты.
Как работает стратегия
При этом Стратегия не является планом работы Мининфраструктуры и центральных органов власти, реализующих государственную политику в области транспорта, а предполагает значительно более широкий круг задач, поскольку транспортная сфера тесно связана с другими отраслями и существующие проблемы являются общими для многих министерств и ведомств.
С целью поэтапной реализации Стратегии предусмотрена разработка трехлетних планов мероприятий, включающих определение ключевых задач и мероприятий, ответственный орган, срок выполнения; основные этапы; оценку ресурсов и расходов; механизм мониторинга, оценки и пересмотра.

В настоящее время Мининфраструктуры внесен в Кабинет Министров Украины проект распоряжения Кабинета Министров Украины «Об утверждении плана мероприятий на 2019 -2021 годы по реализации НТС 2030».
В дальнейшем, с целью мониторинга выполнения плана мероприятий, после его утверждения Правительством, Министерством инфраструктуры будет создан мониторинговый комитет, в состав которого будут включены представители заинтересованных органов исполнительной власти, общественных организаций, представителей бизнеса, средств массовой информации. Мониторинговый комитет на постоянной основе будет оценивать внедрение Стратегии и плана мероприятий по ее реализации. По результатам оценки в случае необходимости план мероприятий будет актуализироваться ежегодно.
Итак, это не продукт грантоедов — а комплексная работа, которая проводилась в том числе с регионами и Шульмейстер участвовал в рабочем совещании в Николаеве год назад по разработке НТС 2030. Впервые в истории Украины стратегический документ обсуждался с местными властями, портами, автодорами, Укрзализныцей, аэропортами, бизнесом от Мариуполя до Ужгорода.
План выполнения НТС 2030 предусматривает приоритетные инфраструктурные проекты для каждого региона, которые мы уже воплощаем в жизнь — строительство новой полосы в Одесском аэропорту, капитальный ремонт дороги Киев — Мариуполь, строительство Кременчугского моста, транспортный коридор GO highway, кольцевые дороги Львова, Тернополя, Житомира и Киева, дноуглубление портов Южный и Черноморск, открытие паромной переправы через Дунай Орловка — Исакча, развитие пунктов пропуска на границе с Польшей и Венгрией, вход на рынок лоукост операторов Ryanair и Wizzair, проектирование Николаевского моста, и завершение строительства Запорожского и Подольско-Воскресенского моста в Киеве.
НТС 2030 согласована с инвестиционным планом ЕС о включении нашей транспортной сети в TEN-T и предоставление средств размере 50 млрд евро (ЕИБ, Всемирный банк и ЕБРР). То есть это конкретные проекты по источникам финансирования для развития инфраструктуры Украины.