МВФ, stand-by и политическая культура не соблюдать обязательства

11 июня 2020, 15:00

Восемь наблюдений в связи с условиями новой программы МВФ для Украины

Едва ли не впервые в макроэкономической истории Украины выполнение обязательств по программе с МВФ настолько откровенно ставятся под сомнение. Иногда даже отрицаются. Вокруг этого поднимается бурная волна возмущения — в stand-by есть структурные маяки, а значит это какой-то неприемлемый stand-by.

Видео дня

1. Это уже не опыт выполнения предыдущих программ (ни одна из них не была завершена). Это уже институциональный факт — сформирована политическая культура не придерживаться в будущем взятых обязательств.

2. Скорее всего, такая политическая культура сформировалась под влиянием деградации «качества государства», когда банальные образы базарного кидалова или «беняномики» превратились в стереотип поведения властных элит. Некую нормальность, с которой все остальные должны считаться, поскольку имеют «великую честь работать с нами».

3. В среде такой политической культуры априори не генерируется склонность к любым серьезным структурным изменениям, даже не формируются намерения.

4. Вопрос только в том, понимают ли адепты такой политической культуры, как их воспринимают международные партнеры и каковы долгосрочные последствия того, если страну воспринимают как не способную к реализации принципа second-round commitment.

5. Ответ на самом деле прост. Международные партнеры это уже хорошо понимают, поэтому адаптируются к фактическому нежеланию выполнять взятые обязательства. Как? Изменяя масштаб программ, структурируя их под пиковые выплаты, апеллируя к реформоориентованым группам, формируя структурные требования таким образом, чтобы они наносили опосредованный удар по рентоориентованым агентам и так далее.

Как ни странно, но построение предохранителей отката уже осуществленных реформ становится более важной структурной задачей, чем самые необходимые реформы. Это замедляет развитие страны на десятилетия.

И это замедление никогда не удастся компенсировать фетишем более низкиих процентных ставок.

6. Так же прост ответ о долгосрочных последствиях.

А) Мизер прямых иностранных инвестиций (ПИИ), или нулевой чистый прирост ПИИ, или round-tripping ПИИ, или ПИИ в субсидированные секторы типа «зеленой» энергетики, где и так возникли проблемы.

Б) Дополнительные требования по банковским гарантиям при международных расчетах.

В) Высшие спреды по заимствованиям компаний (если это не инсайдеры из оффшоров). Список длинный.

Можно лишь добавить, что отсутствие политической культуры выполнения последующих обязательств всегда держит независимых регуляторов в подвешенном состоянии, благодаря чему доверия к политике достичь и удержать очень сложно, а цена недоверия выше. Пример поведения ставок по ОВГЗ в течение марта-июня — хорошая иллюстрация того, что доверие и ожидания, вытекающие из политико-экономической неопределенности, имеют реальную цену.

7. Такая среда безупречно воспроизводит нарратив о необходимости «суверенной политики». Чтобы это не означало, главная логика сводится к одному — защите рентоориентованых элитных групп от конкурентного давления и перекладывания на кого-то другого бремени высокой инфляции и будущих неработающих кредитов (NPLов). Только проблема в том, что слой тех других с каждым годом сокращается.

8. Преобразование невыполнения взятых обязательств в национальную победу всегда завершается одинаково — бедностью и неравенством. Потому что выгоды от этого капитализируются, а потери социализируются.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X