Как я полюбил электромобили или Все, что вы хотели знать о Тесле
Как работает Тесла — запас хода, зарядка, поправка на холод. При каких условиях стоит выбирать этот гаджет на колесах в Украине
Первое впечатление, оно же первый шок, ждёт вас в салоне — здесь нет приборной панели. Совсем. Вместо неё — приклеенный к торпеде 15″ планшет, который заменяет собой все: климат, музыка, открытие бардачка. Интерфейс явно проектировали люди которые до этого делали интерфейс на смартфонах, и у них это получилось лучше, чем у VAG, MB, BMW, не говоря уже о Toyota — все логично, понятно, отзывчиво. Физических кнопок всего ничего — кнопки открытия дверей, стеклоподъемников, аварийка, два подрулевых лепестка и два колесика на руле.
Несмотря на необычность, привыкаешь очень быстро, ведь цитируя ютуб-блогеров, это «не машина, а гаджет на колесах». Принимаете это — и дальше все логично, если нет — вам нужен другой автомобиль.
С другой стороны нужно также принять тот факт, что это не люкс, а массовый американский автомобиль, и качество у него массово американское. Пластик на вид выглядит нормально, но на ощупь не слишком мягкий и бывает скрипит. Качество сборки — не Жигули, конечно, но и не BMW — зазоры панелей сделаны с весьма вольными допусками.

Комплектация у всех Model 3, за исключением дисков и звука, стандартная и включает в себя:
- Кожаные сиденья с электрорегулировкой и подогревом всех пяти сидений
- Светодиодные фары с автоматическим переключением ближнего/дальнего света
- Стеклянную крышу
- Руль без электроподогрева
Салон практичный и вместительный, на заднее сидение с удобствами садятся взрослые, дети и домашние животные. Багажников целых два, в передний влазит маленькая корзинка из супермаркета, задний — правильной формы с огромным подполом и складывающимися сидениями. Крышки багажников без электропривода, приходится хлопать и марать руки.
Едет Model 3 как троллейбус на стероидах — нажал на педаль и получил моментальное ускорение, без заминки на понижение передачи, без турбоямы. Динамики в городе более чем достаточно, даже самая базовая версия разгоняется до 100 км/ч за 5.6 секунд, самая заряженная рвёт суперкары с 3.2с. По умолчанию включен режим езды на одной педали: нажал — ускоряется, отпустил — ощутимо замедляется за счёт рекуперации до полной остановки. За счёт низкого центра тяжести и сбитой подвески управляемость отличная, крены минимальные, но подвеска все же жестковата.
Запас хода
Меня часто спрашивают. Нет, это не расхожая фраза, на самом деле это всех интересует — друзей, коллег, даже двух мальчиков на парковке (правда, их еще интересовало откуда у нее выдвигаются крылья и умеет ли она летать) — всех интересует сколько она реально проезжает. Для понимания дальнейшего вам понадобится калькулятор и знание арифметики за 5 класс.
Первое — нужно понимать что такое реальный и номинальный объём батареи. Номинальный объем можно вычислить из номинального запаса хода (в моем случае это 250 миль или 402 км) и номинальный расхода (в моем случае это 15 кВтч/100 км). Поделив одно на другое получим номинальный объём батареи 60 кВтч. Реальный же объем больше примерно на 10% для того чтобы продлить срок службы батареи за счёт резервных ячеек, а также для того, чтобы Тесла могла в очередной версии прошивки немножечко увеличить запас хода.

Номинальный расход вполне достижим при прямолинейном движении летом по загородной трассе со скоростью 90 км/ч, зимой же в городе по пробкам и за счёт падения ёмкости батареи запас хода легко уменьшается в два раза. Также нужно учитывать что машина ругается если вы часто заряжаете батарею на 100% и призывает вас ограничить уровень заряда, например, на 90% - это нужно опять-таки чтобы продлить жизнь батареи.
Таким образом идеальный (но достижимый) запас хода в 400 км превращается зимой в 180 км — чего всё ещё хватает для подавляющего большинства городских сценариев.
Зарядка
Электромобиль имеет смысл, если у вас есть источник переменного тока (розетка) рядом с местом постоянной дислокации машины. Конечно, можно бросить удлинитель из окна пятого этажа на стоянку под окном, но лучше, конечно, стационарная точка возле дома или на паркинге.

Обычная однофазная бытовая розетка рассчитана на ток 16А, что даёт мощность 3.5 кВт и теоретическое время полной зарядки базовой батареи 54 кВтч в 16 часов. На практике, конечно, цифры другие, так как и реальная мощность будет меньше, и последние 10% даются сильно медленнее, да и редко кто заряжает батарею с 0 до 100%, но в любом случае зарядить за ночь скорее всего не успеть. Поменяв розетку, проводку и автомат на 32А получите мощность зарядки уже 7 кВт (уже реально зарядиться за ночь), а имея три фазы и купив домашнюю зарядную станцию, можно получить и 11 кВт.
Правда, принимать трёхфазный ток умеют только европейские модели с разъемом Mennekes Type 2, у американских проприетарный разъем. Зимой из-за охлаждения батареи зарядка идет медленнее. Так, сообщается о случае в Канаде, когда оставленная на улице при температуре -30 машина совсем отказывалась заряжаться, чтобы её зарядить пришлось немного поездить согреть батарею.
При зарядке по ночному тарифу и при оптимальном расходе энергии, 100 км пути обойдутся вам в 15*1.68*50%=12.60 грн. При зарядке днём и поездке зимой по пробкам, 100 км пути будут стоить 30*1.68=50.40 грн. Аналогичный расчёт для ДВС двигателя на предпочтительном виде топлива оставляем читателю в качестве домашнего задания.
Если у вас возникла необходимость зарядиться вне дома (например, вы решили поехать в увлекательное дальнее путешествие или просто забыли зарядиться с вечера), то нужно учитывать некоторые нюансы:
- Ближайший supercharger находится в Польше. Для поиска более близких зарядных станций существуют различные приложения, например, Plug Share
- Быстро зарядить американскую Model 3 можно будет только через переходник с ChaDeMo, который стоит около $700. Чтобы просто зарядить американскую Model 3 нужно иметь с собой переходник с Type 2 на проприетарный разъем
- Европейские Model 3 могут заряжаться через CCS Combo мощностью до 250 кВт (если вы где-то такую найдёте, но очевидцы говорят что в Киеве есть зарядная станция мощностью 150 кВт)
- У каждой сети зарядных станций (TOKA, Autoenterprise, YASNO
и т. д. ) свои цены, своя регистрация, свои условия (депозит/постоплата)
Софт
Так как это гаджет, то его нужно:
- подключить к интернету
- создать аккаунт
- периодически обновлять.
Подключение к WiFi является необходимым (обновления приходят только так) но недостаточным — желательно подключить также мобильный интернет. Создав аккаунт на tesla.com и привязав авто (для этого нужно сфотографировать техпаспорт и отправить заявку, делается до 72 часов, но у меня автомобиль появился в аккаунте через 4 часа) сможете установить на смартфон приложение, которым можно пользоваться как ключом, и управлять машиной удалённо — включать обогрев, управлять зарядкой и даже двигать машину при наличии автопилота. Обновления приходят примерно раз в месяц и в основном приносят с собой всякие мелкие улучшения вроде новых приложений, но иногда бывают и серьёзные обновления, увеличивающие мощность или запас хода.
Автопилот и безопасность
Все Model 3 оборудованы ультразвуковыми датчиками («парктрониками») спереди и сзади, а также 8 камерами со всех сторон. В базе имеется неплохой набор систем активной безопасности: предупреждение о столкновении и активное торможение, сигнализация о помехах в слепой зоне, предупреждение и даже подруливание при покидании полосы. Дополнительные функции можно докупить прямо в приложении на телефоне.
Базовый автопилот, как говорит мне приложение, стоит 2 900 (почему-то) фунтов стерлингов, за эти деньги вы получите по сути адаптивный круиз-контроль.
За дополнительные 6 900 фунтов стерлингов (а по сути за все 9 700, потому что базовый автопилот тоже придётся купить) вы получите Full Self-Driving Capability — то, что когда-то в будущем сможет доставлять вас на работу вообще без вашего вмешательства.
Когда наступит это самое будущее — пока непонятно. В США началось ограниченное бета-тестирование новой версии автопилота, которая уже намного адекватнее ведёт себя на дорогах, умеет понимать светофоры и знаки приоритета. Пока же автопилот умеет держать полосу при наличии разметки и перестраиваться, поэтому он неплохо применим на трассе. В тянучке он не очень удобен так как держит слишком большую дистанцию и в неё перестраиваются все, кому не лень.
Обслуживание и проблемы
В отличие от автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, в котором масса движущихся частей которые нужно смазывать и которые имеют свойство иногда ломаться, в электромобиле этих частей минимум (по сути, только электромотор (ы) и редуктор).
Производитель рекомендует менять фильтр салона и проверять уровень тормозной жидкости раз в два года, тормозные колодки менять по необходимости. Местные СТО также рекомендуют раз в два года менять масло в редукторе.

В целом, Model 3 за прошедшие пару лет успели зарекомендовать себя беспроблемными автомобилями, электромотор и редуктор могут пройти больше 1 млн км. Минимальный срок службы батареи составляет 1 500 циклов зарядки/разрядки,
Самым проблемным элементом в сочетании с качеством дорог остается подвеска, даже на пробеге всего в 20 тыс км можно наездить замену рычагов и стоек.
Зимой в сильные морозы могут подмерзать ручки дверей и стекла — так как в Model 3 двери безрамочные, открытие дверей может оказаться нетривиальной задачей. Также помимо большой ходовой батареи, в Model 3 есть и обычная 12-вольтовая, которая при длительном стоянии на морозе может разрядиться и машину нужно будет «прикуривать».
Заключение
Tesla Model 3, как и всё в этом мире, не является идеалом, у неё есть свои достоинства и недостатки. Но если вы располагаете бюджетом в $35 тыс.−$40 тыс., передвигаетесь в основном по городу и ближайшему пригороду, обладаете местом для зарядки достаточной мощности, то вам однозначно стоит внимательно рассмотреть этот вариант и ещё долго наслаждаться имиджем продвинутого владельца гаджета на колёсах.