Как я полюбил электромобили или Все, что вы хотели знать о Тесле

13 февраля 2021, 10:45

Как работает Тесла — запас хода, зарядка, поправка на холод. При каких условиях стоит выбирать этот гаджет на колесах в Украине

Первое впечатление, оно же первый шок, ждёт вас в салоне — здесь нет приборной панели. Совсем. Вместо неё — приклеенный к торпеде 15″ планшет, который заменяет собой все: климат, музыка, открытие бардачка. Интерфейс явно проектировали люди которые до этого делали интерфейс на смартфонах, и у них это получилось лучше, чем у VAG, MB, BMW, не говоря уже о Toyota — все логично, понятно, отзывчиво. Физических кнопок всего ничего — кнопки открытия дверей, стеклоподъемников, аварийка, два подрулевых лепестка и два колесика на руле.

Видео дня

Несмотря на необычность, привыкаешь очень быстро, ведь цитируя ютуб-блогеров, это «не машина, а гаджет на колесах». Принимаете это — и дальше все логично, если нет — вам нужен другой автомобиль.

С другой стороны нужно также принять тот факт, что это не люкс, а массовый американский автомобиль, и качество у него массово американское. Пластик на вид выглядит нормально, но на ощупь не слишком мягкий и бывает скрипит. Качество сборки — не Жигули, конечно, но и не BMW — зазоры панелей сделаны с весьма вольными допусками.

фото автора
Фото: фото автора

Комплектация у всех Model 3, за исключением дисков и звука, стандартная и включает в себя:

  • Кожаные сиденья с электрорегулировкой и подогревом всех пяти сидений
  • Светодиодные фары с автоматическим переключением ближнего/дальнего света
  • Стеклянную крышу
  • Руль без электроподогрева

Салон практичный и вместительный, на заднее сидение с удобствами садятся взрослые, дети и домашние животные. Багажников целых два, в передний влазит маленькая корзинка из супермаркета, задний — правильной формы с огромным подполом и складывающимися сидениями. Крышки багажников без электропривода, приходится хлопать и марать руки.

Едет Model 3 как троллейбус на стероидах — нажал на педаль и получил моментальное ускорение, без заминки на понижение передачи, без турбоямы. Динамики в городе более чем достаточно, даже самая базовая версия разгоняется до 100 км/ч за 5.6 секунд, самая заряженная рвёт суперкары с 3.2с. По умолчанию включен режим езды на одной педали: нажал — ускоряется, отпустил — ощутимо замедляется за счёт рекуперации до полной остановки. За счёт низкого центра тяжести и сбитой подвески управляемость отличная, крены минимальные, но подвеска все же жестковата.

Запас хода

Меня часто спрашивают. Нет, это не расхожая фраза, на самом деле это всех интересует — друзей, коллег, даже двух мальчиков на парковке (правда, их еще интересовало откуда у нее выдвигаются крылья и умеет ли она летать) — всех интересует сколько она реально проезжает. Для понимания дальнейшего вам понадобится калькулятор и знание арифметики за 5 класс.

Первое — нужно понимать что такое реальный и номинальный объём батареи. Номинальный объем можно вычислить из номинального запаса хода (в моем случае это 250 миль или 402 км) и номинальный расхода (в моем случае это 15 кВтч/100 км). Поделив одно на другое получим номинальный объём батареи 60 кВтч. Реальный же объем больше примерно на 10% для того чтобы продлить срок службы батареи за счёт резервных ячеек, а также для того, чтобы Тесла могла в очередной версии прошивки немножечко увеличить запас хода.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Номинальный расход вполне достижим при прямолинейном движении летом по загородной трассе со скоростью 90 км/ч, зимой же в городе по пробкам и за счёт падения ёмкости батареи запас хода легко уменьшается в два раза. Также нужно учитывать что машина ругается если вы часто заряжаете батарею на 100% и призывает вас ограничить уровень заряда, например, на 90% - это нужно опять-таки чтобы продлить жизнь батареи.

Таким образом идеальный (но достижимый) запас хода в 400 км превращается зимой в 180 км — чего всё ещё хватает для подавляющего большинства городских сценариев.

Зарядка

Электромобиль имеет смысл, если у вас есть источник переменного тока (розетка) рядом с местом постоянной дислокации машины. Конечно, можно бросить удлинитель из окна пятого этажа на стоянку под окном, но лучше, конечно, стационарная точка возле дома или на паркинге.

фото автора
Фото: фото автора

Обычная однофазная бытовая розетка рассчитана на ток 16А, что даёт мощность 3.5 кВт и теоретическое время полной зарядки базовой батареи 54 кВтч в 16 часов. На практике, конечно, цифры другие, так как и реальная мощность будет меньше, и последние 10% даются сильно медленнее, да и редко кто заряжает батарею с 0 до 100%, но в любом случае зарядить за ночь скорее всего не успеть. Поменяв розетку, проводку и автомат на 32А получите мощность зарядки уже 7 кВт (уже реально зарядиться за ночь), а имея три фазы и купив домашнюю зарядную станцию, можно получить и 11 кВт.

Правда, принимать трёхфазный ток умеют только европейские модели с разъемом Mennekes Type 2, у американских проприетарный разъем. Зимой из-за охлаждения батареи зарядка идет медленнее. Так, сообщается о случае в Канаде, когда оставленная на улице при температуре -30 машина совсем отказывалась заряжаться, чтобы её зарядить пришлось немного поездить согреть батарею.

При зарядке по ночному тарифу и при оптимальном расходе энергии, 100 км пути обойдутся вам в 15*1.68*50%=12.60 грн. При зарядке днём и поездке зимой по пробкам, 100 км пути будут стоить 30*1.68=50.40 грн. Аналогичный расчёт для ДВС двигателя на предпочтительном виде топлива оставляем читателю в качестве домашнего задания.

Если у вас возникла необходимость зарядиться вне дома (например, вы решили поехать в увлекательное дальнее путешествие или просто забыли зарядиться с вечера), то нужно учитывать некоторые нюансы:

  • Ближайший supercharger находится в Польше. Для поиска более близких зарядных станций существуют различные приложения, например, Plug Share
  • Быстро зарядить американскую Model 3 можно будет только через переходник с ChaDeMo, который стоит около $700. Чтобы просто зарядить американскую Model 3 нужно иметь с собой переходник с Type 2 на проприетарный разъем
  • Европейские Model 3 могут заряжаться через CCS Combo мощностью до 250 кВт (если вы где-то такую найдёте, но очевидцы говорят что в Киеве есть зарядная станция мощностью 150 кВт)
  • У каждой сети зарядных станций (TOKA, Autoenterprise, YASNO и т. д.) свои цены, своя регистрация, свои условия (депозит/постоплата)

Софт

Так как это гаджет, то его нужно:

  • подключить к интернету
  • создать аккаунт
  • периодически обновлять.

Подключение к WiFi является необходимым (обновления приходят только так) но недостаточным — желательно подключить также мобильный интернет. Создав аккаунт на tesla.com и привязав авто (для этого нужно сфотографировать техпаспорт и отправить заявку, делается до 72 часов, но у меня автомобиль появился в аккаунте через 4 часа) сможете установить на смартфон приложение, которым можно пользоваться как ключом, и управлять машиной удалённо — включать обогрев, управлять зарядкой и даже двигать машину при наличии автопилота. Обновления приходят примерно раз в месяц и в основном приносят с собой всякие мелкие улучшения вроде новых приложений, но иногда бывают и серьёзные обновления, увеличивающие мощность или запас хода.

Автопилот и безопасность

Все Model 3 оборудованы ультразвуковыми датчиками («парктрониками») спереди и сзади, а также 8 камерами со всех сторон. В базе имеется неплохой набор систем активной безопасности: предупреждение о столкновении и активное торможение, сигнализация о помехах в слепой зоне, предупреждение и даже подруливание при покидании полосы. Дополнительные функции можно докупить прямо в приложении на телефоне.

Базовый автопилот, как говорит мне приложение, стоит 2 900 (почему-то) фунтов стерлингов, за эти деньги вы получите по сути адаптивный круиз-контроль.

За дополнительные 6 900 фунтов стерлингов (а по сути за все 9 700, потому что базовый автопилот тоже придётся купить) вы получите Full Self-Driving Capability — то, что когда-то в будущем сможет доставлять вас на работу вообще без вашего вмешательства.

Когда наступит это самое будущее — пока непонятно. В США началось ограниченное бета-тестирование новой версии автопилота, которая уже намного адекватнее ведёт себя на дорогах, умеет понимать светофоры и знаки приоритета. Пока же автопилот умеет держать полосу при наличии разметки и перестраиваться, поэтому он неплохо применим на трассе. В тянучке он не очень удобен так как держит слишком большую дистанцию и в неё перестраиваются все, кому не лень.

Обслуживание и проблемы

В отличие от автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, в котором масса движущихся частей которые нужно смазывать и которые имеют свойство иногда ломаться, в электромобиле этих частей минимум (по сути, только электромотор (ы) и редуктор).

Производитель рекомендует менять фильтр салона и проверять уровень тормозной жидкости раз в два года, тормозные колодки менять по необходимости. Местные СТО также рекомендуют раз в два года менять масло в редукторе.

фото автора
Фото: фото автора

В целом, Model 3 за прошедшие пару лет успели зарекомендовать себя беспроблемными автомобилями, электромотор и редуктор могут пройти больше 1 млн км. Минимальный срок службы батареи составляет 1 500 циклов зарядки/разрядки, т. е. 500−800 тыс км в зависимости от комплектации и объема батареи; проведенные исследования показывают что после пробега 300 тыс км емкость батареи составляют более 80%.

Самым проблемным элементом в сочетании с качеством дорог остается подвеска, даже на пробеге всего в 20 тыс км можно наездить замену рычагов и стоек.

Зимой в сильные морозы могут подмерзать ручки дверей и стекла — так как в Model 3 двери безрамочные, открытие дверей может оказаться нетривиальной задачей. Также помимо большой ходовой батареи, в Model 3 есть и обычная 12-вольтовая, которая при длительном стоянии на морозе может разрядиться и машину нужно будет «прикуривать».

Заключение

Tesla Model 3, как и всё в этом мире, не является идеалом, у неё есть свои достоинства и недостатки. Но если вы располагаете бюджетом в $35 тыс.−$40 тыс., передвигаетесь в основном по городу и ближайшему пригороду, обладаете местом для зарядки достаточной мощности, то вам однозначно стоит внимательно рассмотреть этот вариант и ещё долго наслаждаться имиджем продвинутого владельца гаджета на колёсах.

Показать ещё новости
Радіо NV
X