Посткарантинный хайп: какую опасность могут нести массовые медицинские консультации онлайн

4 июня 2020, 16:15

У меня для вас плохие новости: мы можем оказаться на грани, где инновация превращается в профанацию

На днях мой знакомый заболел. Симптомы не были похожи на COVID-19, поэтому он решил не рисковать здоровьем близких и собственным и обратился в частную килинику. Там на время карантина активно предлагали безопасные онлайн-консультации. Почему бы не воспользоваться — вполне в духе времен пандемии. Знакомый оплатил услугу и получил консультацию и назначения терапевта. Но уже на следующий день был госпитализирован в тяжелом состоянии и прооперирован. Для моего знакомого опыт онлайн-консультации стоил, к счастью, только потраченного зря времени и денег, а мог бы стоить жизни.

Видео дня

Такие истории не редкость. Телемедицина снова среди трендовых медицинских тем. На волне пандемии дистанционные консультации с использованием современных платформ и приложений называют геймчейнджером в мире медицинских услуг, когда целые отделения врачей идут на обсервацию, а больницы закрываются на карантин, едва выдерживая наплыв пациентов.

В мире — бум спроса на телемедицину

В США, стране с самой дорогой системой здравоохранения, и до пандемии телемедицина развивалась стремительно. И была довольно успешной: учитывая уровень зарплат американских врачей. Согласитесь, очень удобно было иметь двух крутых специалистов в центральной больнице, которым по всему округу присылают результаты исследований для анализа. Пандемия ускорила развитие телемедицины в разы. Уже в марте этого года Конгресс США выделил $ 8,3 млрд и добавил телемедицину в пакеты услуг государственных программ страхования. Как результат, в марте почти каждый пятый взрослый американец подтвердил, что пользовался телемедицинскими услугами. Тогда как еще в феврале этим мог похвастаться только каждый десятый житель США.

В европейских странах, где направление телемедицины уже активно работало до пандемии, спрос вырос в разы. Во Франции с началом локдауна дистанционными консультациями медиков воспользовались в 15 раз больше людей, чем обычно, — это более 600 тыс. пациентов.

Украина тоже не остается в стороне, хотя телемедицинские технологии у нас развиваются довольно вяло по сравнению с западными странами. Но есть и успехи, например, сельские врачи и районные кардиологи могут отправлять результаты ЭКГ в областные больницы и получать мгновенные консультации от более опытных коллег. На самом деле, даже результаты анализов, отправленные по СМС или электронным письмом врачу — это также телемедицина. Пандемия и у нас вызвала интерес к консультациям онлайн: одно из отечественных телемедицинских приложений заявило, что за последние три месяца получили более 45 000 новых пользователей.

Онлайн-консультация: инновация или профанация?

На этом можно было поставить точку и заявить, что пандемия изменила ход развития медицины и телемедицина вскоре станет частью нашей с вами привычной жизни. И у меня для вас плохие новости: мы можем оказаться на грани, где инновация превращается в профанацию.

Какой бы ни была качественная связь, или расширение фотографий со смартфона, большинство врачей не могут предоставить полную консультацию без осмотра пациента. Особенно если это первое обращение или острое состояние. В случае с моим знакомым во время обычного, живого приема, терапевт должен был осмотреть пациента, провести пальпацию живота, послушать легкие. И только после этого консультация считалась бы полной и профессиональной. Такие приняты правила досмотра у любого другого врача.

Возьмем пример из другой сферы медицины. Мы все знаем, что профилактические осмотры помогают вовремя выявить и одолеть тяжелые заболевания, например, меланому. Одна клиника решила упростить процедуру чекапа для пациентов. Для получения консультации необходимо было просто отправить качественную фотографию родинки, которая беспокоит пациента или пациентку. Но есть одно но. Чтобы предоставить действительно качественный вывод — нужно обследовать и фотографировать родинки на специальном оборудовании. Фото со смартфона — плохой материал для исследования. Представьте пациентку, которой по фотографии поставили диагноз — все хорошо. А уже через год женщина лечила запущенную меланому.

В результате пациент и врач оказываются в противоречивой ситуации. Пациент получает заключение и симптоматическое лечение от специалиста и теряет бдительность. Врач берет на себя дополнительную ответственность, потому что фактически осмотр он провел не по протоколу. Следствием может стать резкое ухудшение состояния здоровья пациента и экстренные случаи, которых можно было бы избежать с помощью своевременной полной диагностики.

Когда телемедицина полезна

Может сложиться впечатление, что я антагонист телемедицины. Но это не так. Технологии значительно улучшают и доступ к квалифицированным врачам, и скорость получения медицинской услуги. Онлайн-консультация врача может быть полезной, когда надо определиться: делать дополнительные исследования, чтобы лишний раз не посещать клинику, особенно во время вспышек вирусных или инфекционных заболеваний, или сразу обращаться за экстренной помощью. Отдельно отмечу перспективное направление телемедицины между врачами. Особенно это касается случаев с редкими заболеваниями, патологиями.

Современные гаджеты могут измерить пульс и давление, однако ни один смартфон не способен прощупать живот, прослушать легкие и сделать правильный вывод вместо врача.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X