Восстание машин. Каким будет техосмотр в 2030 году

9 марта 2021, 09:00

Как будет выглядеть глобальная отрасль технического обслуживания автомобилей через девять лет, и будет ли она напоминать кадры из фантастического фильма.

Пока в Украине спорят о том, нужно ли вообще проводить обязательный технический контроль автомобилей, загорающихся на ходу, за границей уже прогнозируют, как будет выглядеть этот рынок в 2030 году. Как и в других отраслях, основным катализатором изменений является развитие технологий. Масла в огонь трансформации добавила пандемия COVID-19.

Видео дня

Автомобильный транспорт не станет исключением, автоматизация процессов перевернет рынок с ног на голову. Исследование McKinsey Quarterly дает нам интересные прогнозы: если сейчас владелец автомобиля самостоятельно следит за тем, когда и куда его нужно привезти на диагностику и сервис, то к 2030 году 58% машин в США, Германии, Бразилии и Китае будут сами рекомендовать станцию для технических работ. IT-гиганты, наравне со стартапами, откроют для себя много новых возможностей на автомобильном рынке, изыскивая новые способы изучить поведение автовладельцев и связать компании и клиентов между собой с помощью экосистем. Примерно 100 млрд евро или 30−40% доходов мирового рынка автосервиса перераспределятся между новыми игроками.

Исследователи McKinsey выделяют несколько основных трендов, которые мы будем наблюдать на автомобильном рынке до 2030 года.

Рост ценности Big Data

Развитие цифровых каналов коммуникации и модернизация транспортных средств дает возможность собирать больше информации и открывать с ее помощью новые возможности. Один автомобиль, подключенный к информационным системам, генерирует около 25 Гб данных в час. Это дает представление о степени износа узлов и агрегатов машины и поведении водителя. При достаточном объеме данных можно точно спрогнозировать долгосрочность работы основных систем, время следующего визита клиента на станцию и составить список необходимых запчастей.

Эксперты McKinsey полагают, что это позволит производителям, дистрибьюторам деталей и СТО значительно улучшить свою логистику. Ведь, если поставщик знает, что потребуется тому или иному клиенту в определенное время, это снизит число возвратов невостребованных комплектующих. Более точный расчет сократит и складские затраты. А заводы, в свою очередь, оптимизируют производственный цикл. В целом, утилизация существующей инфраструктуры позволит сделать довольно консервативный «железный» бизнес более гибким.

Растущая электрификация

Глобальное потепление побуждает нас искать способы снижения негативного влияния на экологию. Одним из них является постепенная замена двигателей внутреннего сгорания электрическими силовыми установками (экологичность которых пока тоже вызывает сомнения). В результате повышается спрос на комплектующие для электрокаров, а инженеры на сервисных станциях осваивают специфику их обслуживания. В отличие от бензиновых и дизельных силовых установок, в электромобилях задействовано гораздо меньше подвижных, подверженных износу деталей. А потому затраты на их обслуживание, по оценкам McKinsey, будут на 40% меньше. Поставщикам запчастей, масел, как и СТО, есть над чем задуматься.

Новые компетенции в IT

Автоматизация процессов стимулирует создание новых специализированных приложений, в том числе и в автомобильной сфере. И те, кто сумеет быстро обучить свой персонал, получат ряд преимуществ на рынке будущего. Например, удаленная диагностика поможет производителям выявлять технические проблемы на ранних стадиях, своевременно обновлять программное обеспечение и даже планировать возможные отзывы некоторых моделей в случае критических недоработок. Это снизит количество ДТП по вине завода и защитит репутацию компании от судебных разбирательств.

А программы для управления крупными автопарками позволят компаниям эффективно планировать технические работы, менять график работы машин и минимизировать простои.

Мы, например, задумались о том, как «заставить» испытательное оборудование передавать информацию напрямую в базу данных без участия человека. Кроме скорости обслуживания, это повлияет на снижение ошибок при фиксации результатов испытаний и на непредвзятость персонала лабораторий.

Беспилотные автомобили

В последнее время количество автомобилей с системой автономного управления растет более чем на 20% в год. По прогнозам McKinsey, через девять лет примерно 50% пассажирских машин будут частично автономными, а 15% - полностью автономными. К чему это приведет? По оценкам экспертов, минимизация человеческого фактора существенно сократит количество ДТП. Это тут же почувствуют на себе поставщики кузовных деталей и рынок страхования.

Кроме того, изменения ждут и сегмент автосервиса. Поскольку степень износа машины во многом зависит от манеры езды водителя, автономные транспортные средства будут в гораздо меньшей степени подвержены поломкам из-за небрежного обращения. Снизит ли это количество ТО? Вовсе нет. Для обеспечения безопасной работы «беспилотник» будет оснащен множеством электронных приборов, датчиков, сенсоров, которые нужно постоянно проверять. А, значит, межсервисный интервал для таких автомобилей сократится. Но в то же время для частых визитов к мастеру не нужны дополнительные человеческие усилия. Ведь автомобиль может добраться до СТО самостоятельно.

При этом юридически ответственность будет смещаться от водителя к производителю. Если сейчас ДТП происходят из-за ошибок водителей, то в дальнейшем основной причиной станет неисправное оборудование.

Украинские реалии

В последнее время Украина также сделала немало шагов вперед. В нашей стране появилось множество электронных сервисов: банк в смартфоне, электронное водительское удостоверение, заказ еды. Налоговая служба позволила предпринимателям присоединиться к договору о признании электронной отчетности дистанционно и обеспечила возможность сдавать декларации в личном кабинете.

Транспортная отрасль не стала исключением и также активно осваивает IT-решения. Но проблема в том, что технологии на западных рынках развивались гармонично и дополняли друг друга. Чтобы управлять автомобилем на расстоянии, необходимо не только программное обеспечение, но и оборудование, а потому западные производители активно работали как над «софтом», так и «железом». Ну, и не забываем о требованиях к состоянию дорог, дорожных знаков, разметки и другой инфраструктуры.

В Украине мы наблюдаем откровенный дисбаланс с перевесом в сторону IT. Например, Укрзализныця начала активно внедрять систему электронных билетов еще в 2013 году. Сегодня перевозчик уже тестирует технологию продажи проездных документов через чат-бот в Viber и Telegram. В то же время, по данным Министерства инфраструктуры, износ вагонного парка достигает 85%, а средний возраст локомотивов составляет 40 лет.

Другой пример: столичные власти практикуют оплату проезда в общественном транспорте с помощью карт, а его движение можно отслеживать в реальном времени. При этом автобусный парк Киевпасстранса, по оценкам горадминистрации, изношен на 75,2%. А закупка современных и экологичных электробусов — по-прежнему дискуссионный вопрос, поскольку необходима инфраструктура для их обслуживания, а также пути утилизации отработанных аккумуляторов.

Сложно прогнозировать, с чем войдет Украина в 2030 год. Эффективным на мировом рынке будет тот, кто быстрее всех автоматизирует процессы, подготовит свою инфраструктуру под новое поколение транспортных средств, объединит усилия с разработчиками электронных пользовательских сервисов для борьбы за клиента. И уже сейчас мы можем взять на заметку опыт других стран и готовиться к будущему, которое точно потребует:

  • Обновления парка транспортных средств
  • Модернизации систем диагностики и обслуживания
  • Создания инфраструктуры для новых видов транспорта

В противном случае европейский турист, который приедет к нам на «беспилотнике» или с системой автоматизированного подбора СТО, рискует в случае поломки застрять в гостях на дольше, чем хотелось бы.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X