Роботы не захватят мир. Только вытеснят непрофессионалов

27 мая 2021, 18:00

Почему не стоит бояться искусственного интеллекта?

С роботами мы знакомы в основном по голливудским блокбастерам — в кино они захватывают мир. А в СМИ любые разговоры об автоматизации и искусственном интеллекте неизбежно сопровождаются прогнозами потери рабочих мест.

Так, по данным McKinsey до 2030 года искусственный интеллект будет выполнять работу 800 миллионов людей в 42 странах. Это число поражает, но стоит ли из-за этого волноваться?

Видео дня

Теперь роботы работают не только в рабочих профессиях

Компании делегируют работам и искусственному интеллекту все больше задач: от рутинных операций на производстве до общения с людьми и самостоятельного принятия решений.

Возьмем, например, сферу продаж. В 2018 году искусственный интеллект использовало всего 21% команд продаж. А в 2020 году их стало уже 54%. То есть за два года таких компаний стало на 155 процентов больше.

Роботы берут на себя как организацию рабочего процесса, так и общение с клиентами по типичным вопросам. И дают неплохие результаты: по данным PWC в компаниях, которые ввели искусственный интеллект в продажах, вполовину выросло количество обращений и назначенных встреч.

Тренд на цифровизацию будет распространяться и в дальнейшем: ожидается, что к 2030 году 85% контактов с клиентами будут осуществлять машины. И несмотря на то, что на двух самых известных в Украине сайтах по поиску работы менеджер по продажам — самая популярная вакансия, введение искусственного интеллекта в продажах должно стать настоящей революцией на рынке труда.

Сколько менеджеров по продажам потребуется рынке? Какие навыки понадобятся тем, кто останется работать в этой сфере? Но означает ли это, что автоматизация и роботизация — это плохо?

Почему роботизация — это хорошо?

Страх потери работы из-за машины существует со времен первой промышленной революции. Можно вспомнить, например, движение луддитов в начале 19 века. Луддиты работали на фабриках и протестовали против механизации труда и уничтожали промышленное оборудование.

С развитием искусственного интеллекта, который может помогать людям во все более сложных и интеллектуальных задачах — страх того, что некоторые специальности станут ненужными, усиливается. Но в конце концов следствием каждой предыдущей технологической революции были улучшения качества жизни и условий труда.

К тому же не стоит забывать о количестве новых рабочих мест, которые появятся благодаря роботизации. Ведь автоматизация простых процессов всегда нуждается в присмотре и контроле качества — для выполнения этих функций потребуется немало работников.

Эту позицию подкрепляют и прогнозы ученых. Согласно отчету Oxford Economics, скорость исчезновения рабочих мест из-за роботизации эквивалентна скорости появления новых. А роботизация приведет к «увеличению производительности и экономического роста». Поэтому, скорее всего, машины не приведут к кризису на рынке труда, а просто изменят его.

От рутины к интеллектуальной работе

Главным изменением станет то, что искусственный интеллект освобождает нас от монотонной повторяющейся работы. Это позволит сосредоточиться на более важных и сложных задачах — или просто отдохнуть.

Поэтому ценными качествами работника станут коммуникабельность, креативность и нестандартный подход, умение мыслить и анализировать данные, принимать решения и брать на себя ответственность. Это повышает планку для потенциальных работников — ведь до прихода искусственного интеллекта достаточно было усвоить несложную операцию и повторять ее раз за разом. Но из-за сложностей работы способные люди не уйдут из профессии, а смогут реализовать себя.

Можем продолжить предыдущий пример с менеджерами по продажам: раньше, чтобы работать в этой профессии часто было достаточно заучить текст предложения, быть настойчивым и справляться со стрессом от отказов.

В последние годы бумажной работы и изнурительных холодных звонков меньше. Задачи по структурированию информации и организации работы взяли на себя CRM-системы, task-менеджеры и другие. А продажники все чаще работают с заинтересованными клиентами, которых получают из таргета, поисковой рекламы, от голосовых ботов.

И теперь профессиональным продавцам нужно иметь ораторские навыки, уметь делать эффектные презентации, разрабатывать эффективные сценарии продаж, разбираться в психологии. И поэтому уже скоро продажи перестанут быть работой для студентов — каковой они чаще всего были в украинских реалиях.

Видимо, еще не было времени, где люди бы не боялись перемен, которые в любом случае ждут их в будущем. С распространением искусственного интеллекта во многих профессиях специалистам придется учиться новому, а работать будет немного сложнее, но точно интереснее. Но в любой сфере всегда останется место для людей, которые любят свою работу и делают ее хорошо.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X