Газовый шантаж. Что будет с тарифами на тепло

24 января 2021, 14:00

Надежды участников рынка теплоэнергии на свет в конце туннеля тают каждый день.

Президент скорее всего наложит вето на фактически призванный упорядочить ситуацию и год пролежавший в Раде прежде, чем его проголосовали, законопроект № 2458 «О внесении изменений в некоторые законы украины относительно урегулирования отдельных вопросов в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг».

Видео дня

О чем речь?

Предлагаемые законопроектом изменения в Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» и «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения» не только урегулируют в законодательном русле предоставление бесперебойных и качественных услуг потребителям, но и дадут возможность стабильной работы коммунальных предприятий без многомиллионных убытков. В основном, предлагаемые законопроектом № 2458 изменения направлены на усовершенствование механизма по установлению тарифов на коммунальные услуги.

В частности, законопроект предусматривает:

1. Введение дифференцированных тарифов на транспортировку и поставку тепловой энергии предотвратит вероятность двойной компенсации потребителями расходов на содержание и обслуживание центральных и индивидуальных тепловых пунктов.

2. Заключение публичных договоров о предоставлении коммунальных услуг позволит избежать дополнительных финансовых затрат, связанных с заключением договоров в письменной форме. При этом исполнителей обяжут информировать потребителей о качестве предоставленных услуг.

3. Установка узлов коммерческого учета тепловой энергии, стоимость которой входит в тариф, а не идет отдельным платежом для потребителей, создавая несправедливые условия для обслуживания малоквартирных зданий.

Кабмин и Национальный регулятор который год подряд лоббируют интересы поставщиков и монополистов рынка энергоносителей, не приводя тарифы в соответствие с актуальными ценами на энергоносители, а это — миллиардные убытки теплопоставляющих компаний уже в следующем году.

По сути эти проблемы взвалили на местные бюджеты и мэров городов — делайте что хотите и как хотите, с одной стороны мы урезаем вам поступления в местные бюджеты, с другой — мы вымываем оставшиеся миллиарды газовым шантажом или ваше население и абоненты останутся без тепла.

Именно из-за таких безответственных действий правительства у всей тепловой отрасли накопилось большое количество проблем, требующих немедленного решения, и главная среди них — огромная сумма задолженности предприятий теплоснабжения за потребленный природный газ, а также начисленные на такую задолженность миллионные суммы пени и штрафных санкций.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Ситуация зашла в тупик, цены для населения за газ в ручном режиме временно сдержали, но для предприятий тепловой отрасли они остались даже не рыночными, а неподъемно высокими. Почему именно такими, ответа никто не знает, никаких расчетов и обоснований не предлагается.

Теплоснабжающие предприятия, по сути, функционируют себе в убыток. В таких условиях предприятия отрасли вообще лишены средств и любых надежд на развитие, модернизацию теплосетей для энергоэффективности и уменьшения потребления того же газа.

К примеру, только в Одессе из-за неполного и несвоевременного финансирования этой статьи расходов задолженность госбюджета перед КП ТГО продолжает накапливаться и составит более 600 млн грн. А бюджетом 2021 года на эту статью расходов не предусмотрено ни копейки. В то же время у КП ТГО накопилась задолженность перед НАК Нафтогаз примерно на такую же сумму, однако механизм взаимозачета на государственном уровне не разработан и заниматься этим никто не спешит.

Как исправить ситуацию?

В правительстве возможность решения проблемы погашения задолженности за природный газ и уплаты штрафных санкций видят исключительно за счет органов местного самоуправления, что категорически неприемлемо как минимум потому, что убытки предприятиям теплоснабжения нанесены государством в лице ряда правительств Украины — не по вине органов местного самоуправления, а вследствие реализации норм действующего законодательства.

Неоднократные обращения Ассоциации городов Украины, Ассоциации теплокоммунэнерго, КП ТГО и других предприятий теплоснабжения к президенту, премьер-министру, НКРЕ и даже РНБО по решению проблем украинской теплоэнергетики остались практически незамеченными и желаемых результатов не дали.

Недавно председатель Ассоциации городов Украины Виталий Кличко обратился от имени всех членов Ассоциации к президенту Украины с требованием вмешаться в ситуацию со стоимостью газа для ТКЭ.

«Увеличение стоимости природного газа для предприятий теплоснабжения ухудшит их способность его оплачивать. А недостижение предприятиями ТКЭ уровня расчетов в 90% приведет к прекращению газоснабжения со стороны НАК Нафтогаз Украины. Такая ситуация грозит прекращением услуг по теплоснабжению в населенных пунктах Украины населению и объектам социальной сферы. Кроме того, значительный рост стоимости коммунальных услуг приведет к существенному увеличению расходов из государственного бюджета на выплату льгот и субсидий, рост задолженности населения за коммунальные услуги, а также к социальному недовольству в обществе», — говорит в своем обращении Кличко, и здесь сложно что-то возразить.

Что мешает установить действующие тарифы на уровне себестоимости? С учетом прогнозируемых досрочных парламентских выборов — вопрос риторический: излишняя политизированность и спекуляции вокруг решений, влияющих на тарифную политику отрасли ЖКХ появились из-за того, что политики уже активно «окучивают электорат» в расчете быть избранными.

Не удивительно, что на непопулярные шаги вроде приведения тарифов в соответствие с ценами на энергоносители правительство идти не хочет — куда проще взвалить проблему на мэров городов, коммунальные предприятия и потребителей.

К сожалению, из-за таких недальновидных действий правительства ранее озвученные экономические расчеты, прогнозы и планы КП ТГО на 2021 год перестают быть действительны: нет смысла вообще что-то планировать, покуда движущей силой государственной политики остаются популизм и дилетанты, одним недальновидным решением способные внезапно удвоить сумму убытков КП за год и не переживать о последствиях. Чего переживать, если в СМИ по итогу напишут: «Позднякова обещала сократить убытки на 90%, но свое обещание не выполнила».

Уже после написания этой публикации стало известно, что представители региональных властей, Верховной Рады и Кабинета Министров приняли совместное решение не повышать тарифы на отопление и горячую воду до конца отопительного сезона по всей стране.

В понедельник 25 января это решение закрепят, подписав между правительством, Ассоциацией городов Украины и представителями Верховной Рады меморандум об алгоритме выведения сферы теплоснабжения из кризисной ситуации, вызванной колебаниями цены на газ.

На словах все это звучит прекрасно, а вот отечественная практика подписания Меморандумов не раз показала на деле, что все может оказаться куда прозаичнее ожидаемого.

По факту, условностей в подписании Меморандумов обычно значительно больше, чем практической пользы. Так, например, польза подписания анонсированного Кличко меморандума заключается в том, что на время может нейтрализовать разочарованный электорат и временно прекратить их протесты.

В то же время, необоснованных рисков в таких действиях тоже найдется немало: по сути, подписание Меморандума лишь временно введет соотечественников в заблуждение, да и то лишь до тех пор, пока не начнут компенсировать то, что сейчас необоснованно уменьшают.

Что ж, давайте посмотрим, какие суммы из-за этого вырастут в наших платежах в ближайшее время, но все эти эксперименты могут обернуться серьезной эскалацией искусственно нейтрализуемых факторов сегодняшнего конфликта.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X