Отключение света в Украине. Лучше не станет, если не использовать опыт Европы

24 июня 2020, 07:40

ГП Укрпромвнешэкспертиза представило исследование «RAB-регулирование: мировой опыт и украинские реалии», которое показывает настоящее и будущее украинской электрораспределительной системы.

За основу аналитики приняли текущее состояние электросетей, показатели SAIDI, размер инвестиций в 1 км электросетей и сравнили с аналогичными данными по странам Европы. Выводы, честно говоря, не очень хорошие. По всем данным качества распределения электроэнергии Украина — в аутсайдерах среди всех европейских стран.

Видео дня

Например, сейчас показатель неплановых отключений света (SAIDI) в Европе составляет 107 минут в год, в Украине же граждане находятся без света в среднем 700 минут в год. Эксперты говорят: если ничего не изменить, цифра может достичь 900 минут, что грозит общей нестабильностью системы и авариями, ведь электрические сети находятся в изношенном состоянии и нуждаются в капитальных инвестиций.

Причина в том, что размер капитальных инвестиций в 1 км в Украине на уровне 200−250 долларов. Для сравнения, в Литве инвестируют в 6 раз больше — 1500 долл./км, во Франции — 2700 долл. / км.

По подсчетам экспертов, потребность украинских сетей в инвестициях оценивается в 12,5 млрд долларов. Таким образом, данное капиталовложение поможет решить потребность в модернизации, обновлении и предотвратить возможные массовые отключения света. Однако привлечь такие средства при нынешнем тарифе почти нереально. Ведь тариф на распределение на электроэнергию является недостаточным для того, чтобы у бизнеса была возможность инвестировать.

В европейских же странах эту проблему решили с помощью перехода на стимулирующее тарифообразование, которое дает возможность увеличивать инвестиции в сети. Стоит заметить, что такого регулирования нет только в 2 странах Европы: в Украине и в Беларуси.

Есть ли в Украине продвижение в направлении урегулирования ситуации?

Уже несколько лет в Украине обсуждается стимулирующий тариф. Его внедрение должно решить проблему устаревших электросетей и подтянуть все показатели качества электроснабжения до европейского уровня. Сейчас продолжается дискуссия о том, какую же методологию выбрать для Украины: «собственную разработку» НКРЕЭП или регулирования, основанные на успешных примерах европейских стран.

Первая предусматривает разделение баз активов облэнерго и установление ставки доходности на условно «старую» и «новую» базу — 1% и 15%. Европейский же опыт нам говорит о начислении единой ставки доходности на уровне WACC (средневзвешенной стоимости капитала) на все активы операторов системы распределения.

ГП Укрпромвнешэкспертиза
Фото: ГП Укрпромвнешэкспертиза

Если следовать европейскому пути стимулирующего тарифообразования, необходимого количества инвестиций можно достичь, системно инвестируя в сети в течение 10 лет. С учетом инфляции и временного промежутка в 10 лет стоимость за электроэнергию может незначительно возрасти, однако стоит заметить, что подорожание будет очень постепенным и малоощутимым для населения. К тому же рост тарифа напрямую затронет население в том случае, если Кабмин отменит компенсаторный механизм PSO.

Если же внедрять методологию, которая сегодня предлагается НКРЭКП, вызывающее немало критики у участников рынка и экспертов, тариф и инвестиции в отрасли практически не изменятся по сравнению с текущим «Cost +». За 10 лет рост среднего чека на электроэнергию составит +160 грн/месяц, но потребность отрасли в инвестициях это не решит и наполовину. Это означает, что потребитель не увидит нормального качества электроснабжения в ближайшие 10 лет, поскольку у операторов системы распределения просто не будет достаточно денег, чтобы его улучшить.

Сейчас показатель неплановых отключений света (SAIDI) в Европе составляет 107 минут в год, в Украине же граждане находятся без света в среднем 700 минут в год.

Чем отличаются действующее регулирование «Расходы +» и стимулирующее регулирование?

Подход к регулированию тарифов на услуги по передаче и распределению электроэнергии, предлагаемый НКРЭКП, и ранее действовал в европейских странах — это так называемая система «Расходы плюс». Она предусматривает, что доход бизнеса устанавливается НКРЭКП как сумма разрешенных расходов такого предприятия плюс регуляторная норма прибыли.

При таких условиях о стимулах по операционной эффективности вообще речи не идет. Еще более негативными для состояния электросетей станут последствия политики «Расходы плюс» по капитальным затратам. У предприятия нет стимулов и возможностей инвестировать средства в поддержку своих сетей и повышение качества услуг сверх утвержденной инвестиционной программы.

В системе стимулирующего регулирования тарифы рассчитываются на базе определенной прозрачной экономической логики, устанавливаются на заранее известный период в несколько лет, содержат составляющие поощрения за соблюдение заранее известных плановых показателей и санкции за их нарушение.

ГП Укрпромвнешэкспертиза
Фото: ГП Укрпромвнешэкспертиза

Пока же создается впечатление, что мы, как страна, придерживаемся второго варианта развития событий. Поэтому возникает логичный вопрос, почему регулятор пытается в рамках реформирования оставить все ту же модель и те же инвестиции в отрасль, как и сейчас, и каким может быть развитие отрасли при таких условиях в будущем. Надеюсь, конструктивный диалог в данном направлении поможет найти рациональное зерно.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X