Таможенный безвиз. Простая инструкция по использованию совместного транзита с ЕС

19 ноября, 10:11

С октября в Украине заработал полноценный совместный транзит с ЕС, который раньше был только в тестовом режиме. Главные возможности, которые это дает украинцам.

Соавтор: Александр Сняданко, младший юрист АО First Chair Legal

Мы стали 36-й страной-участницей Конвенции о процедуре совместного транзита (далее — «Конвенция»), среди которых ЕС, Великобритания, страны EFTA, Турция, Северная Македония и Сербия.

Видео дня

Как это работает?

Транзитная перевозка товаров осуществляется в рамках одной транзитной процедуры (от таможни отправления в таможню назначения) с оформлением только одной транзитной декларации, одним транспортным средством и с одной гарантией.

На практике это означает, что товар может перемещаться, например, из Франции или Норвегии в Украину (пересекая при этом большинство стран ЕС) без необходимости переоформления во внутренний транзит.

Основой для функционирования совместного транзита является система NCTS. С ее помощью таможни стран-участниц Конвенции обмениваются информацией о транзите товаров. То есть таможня назначения «видит» помещение товара в процедуру транзита и ожидает его прибытия из страны-отправителя.

Почему это важно?

Прежде всего, введение процедуры совместного транзита было обязанностью Украины согласно Соглашению об ассоциации. С практической точки зрения, совместный транзит уменьшает стоимость таможенных процедур и время, необходимое для их прохождения. Как следствие — меньшие очереди на границе и более быстрый поток товаров.

Для максимизации преимуществ важно, чтобы как можно больше предприятий начали применять систему NCTS и полностью перешли на оформление транзитных деклараций типа «Т1». Ведь перемещаемые через границу товары без применения процедуры совместного транзита могут замедлять перемещение тех, которые оформлены через систему NCTS.

Кроме того, введение совместного транзита может быть дополнительной мерой борьбы с нечестным бизнесом, уклоняющимся от уплаты таможенных платежей.

Как проходит процедура совместного транзита?

Субъектом процедуры может быть любой (отправитель, получатель, перевозчик, таможенный брокер или другое лицо). Он выполняет следующие действия:

1. оформляет транзитную декларацию типа «Т1» и подает ее в систему NCTS;

2. обеспечивает наличие гарантии на все виды товаров, перемещаемые транзитом;

3. предъявляет товары таможне отправления (статус авторизованного грузоотправителя лишает необходимости предъявлять товары и позволяет самостоятельно накладывать пломбы на товар).

Далее таможня отправления выполняет все таможенные формальности, применяет гарантию, накладывает пломбу и разрешает начать совместный транзит. В дальнейшем перевозчик будет встречаться с таможнями транзита, которые будут регистрировать пересечение границы и уведомлять об этом таможню назначения. Количество таможен транзита зависит от количества стран, по которым товар перемещается.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

После поступления товаров в точку назначения субъект процедуры или перевозчик предъявляет транзитную декларацию и товар таможне назначения. Она регистрирует прибытие товаров в NCTS, выполняет все таможенные формальности, снимает пломбы и завершает процедуру совместного транзита (операция снимается с контроля и гарантия высвобождается).

Статус авторизованного грузополучателя избавляет от обязанности предъявлять товар таможне назначения и дает право самостоятельно снимать пломбы.

Для начала процедуры совместного транзита обязательным условием является наличие у субъекта гарантии. Ее выдают гаранты (банки, страховые компании), отвечающие условиям ст. 316 ЗУ № 2510-Х от 15.08.2022, а также содержащиеся в Реестре гарантов NCTS. С течением времени появится возможность получать гарантию от иностранных гарантов.

Существует два вида гарантии:

  • индивидуальная (выдается на одну операцию);
  • общая или комплексная (покрывает сразу несколько операций в форме обязательства, предоставленного гарантом, в случае применения упрощения, предусмотренного ст. 55 (1) (а) Конвенции).

Важно: гарантия должна покрывать сумму таможенного долга, которая может возникнуть при процедуре транзита, рассчитанную по самым высоким ставкам таможенных платежей. При этом наличие у предприятия тарифных преференций не уменьшает размер гарантии.

Какие упрощения предполагает общий транзит для бизнеса?

1. статус авторизованного грузоотправителя (декларирование товаров без предъявления на таможне отправления);

2. статус авторизованного грузополучателя (получение товаров без предъявления их на таможне назначения);

3. самостоятельное наложение пломб специального типа с собственной уникальной маркировкой и номером;

4. общая финансовая гарантия (несколько деклараций — одна гарантия) с уменьшением суммы на 50% и 70% или освобождение от гарантии.

Предприятие имеет право получить все эти упрощения вместе. Критерии и требования к их получению сводятся к:

  • регулярному использованию совместного транзита;
  • отсутствию нарушений таможенного и налогового законодательства;
  • высокому уровню контроля над операциями и потоком товаров, надлежащей системе бухгалтерского учета, эффективной системе управления коммерческой и транспортной документацией;
  • наличию практических стандартов компетентности или профессиональной квалификации, напрямую связанной с осуществляемой деятельностью;
  • устойчивому финансовому состоянию компании.

Некоторые из этих критериев обязательны только для некоторых упрощений. Все зависит от того, какой именно вид транзитного упрощения хочет получить предприятие.

В то же время не нужно путать упрощения для совместного транзита со специальными упрощениями и статусом АЭО. Последние применяются к растаможиванию и «затаможиванию» товаров, а транзитные упрощения — только к транзиту (как и усматривается из названия).

Между тем критерии для получения статуса АЭО-С и транзитных упрощений смежны. Наличие одновременно этого статуса и упрощений предоставит предприятию комплексные таможенные преимущества — вы сможете «затамаживать» товар и начинать транзит у себя на объекте и там же его «растамаживать» и завершать транзит. Это значительная логистическая и финансовая экономия.

Что в результате?

Мы убеждены, что применение Конвенции и NCTS может существенно усовершенствовать транзит с другими странами, в частности ЕС. Бизнес получил возможность перемещать товары транзитом без лишних формальностей и экономить не только время на границах, но и средства на логистике и прохождении таможенных процедур.

Полноценное введение совместного транзита и системы NCTS является новой эпохой международной торговли для Украины. Присоединение к Конвенции способствует взаимодействию украинской таможни с таможнями стран ЕС и открывает для бизнеса возможности существенно ускорить транзитные перевозки. Тем не менее перед началом применения совместного транзита важно подробно разобраться со всеми его условиями и критериями получения упрощений — только тогда он приведет к нужному результату.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X