С чем Украина обратилась в Гаагу и какие перспективы рассмотрения дел

24 марта, 13:30

Украина, используя все возможные средства правовой защиты, обратилась в Международный суд ООН в Гааге с иском о нарушении РФ Конвенции о геноциде, принятой в 1948 году.

Международный суд ООН (далее — МС ООН) разрешает споры между государствами и может установить, нарушала ли страна-член ООН Международную конвенцию. Согласно общему правилу страна-ответчик должна предоставить согласие на рассмотрение иска судом, но касательно дела Украины против РФ согласия последней не требовалось, поскольку Конвенция ратифицирована обеими странами.

Видео дня

В иске основной акцент — на неправильном толковании и искажении РФ понятия преступления «геноцида», которым страна-агрессор оправдывает применение силы на территории Украины. Украина утверждает, что РФ грубо злоупотребляет обязанностью предотвращать преступление геноцида, предусмотренное Конвенцией. Вооруженная агрессия для предотвращения и наказания за искусственно надуманный геноцид относительно русскоязычного населения несовместим с положениями Конвенции, согласно позиции Украины, и выглядит, «будто РФ планирует акты геноцида в Украине».

Украина просит МС ООН установить, что:

  • никакого преступления геноцида не было совершено Украиной на территориях Донецкой и Луганской областей;
  • РФ не имеет права предпринимать любые меры против Украины по предотвращению и наказанию за вымышленный геноцид;
  • признание РФ так называемых «ДНР» и «ЛНР» осуществлено на основании вымышленного геноцида и не может быть растолковано положениями Конвенции;
  • признать, что «специальная военная операция», объявленная и начатая РФ 24 февраля 2022 г., основана на ложном заявлении о геноциде.

Кроме того, Украина требует обязать РФ предоставить гарантии неповторения незаконных действий, в том числе незаконного применения силы, и возместить нанесенный из-за нарушения ущерб.

Предыдущие иски Украины к МС ООН

Украина ранее обращалась в МС ООН с исками против РФ, в которых указывала нарушение других Конвенций: о борьбе с финансированием терроризма (касается действий РФ на Донбассе, а именно: предоставление оружия незаконным вооруженным формированиям) и ликвидации всех форм расовой дискриминации (по действиям РФ в оккупированном украинском Крыму против этнических украинцев и крымских татар, проживающих на оккупированном полуострове).

До сих пор РФ участвовала во всех делах против нее, которые рассматривались МС ООН. Неявка РФ на слушание в этот раз и отказ от участия в деле не повлияли на возможность принятия Судом приказа о временных мерах и лишь засвидетельствовали неуважение РФ к международному праву. РФ направила в суд документ, в котором указала, что Суд не может рассматривать спор и объяснила полномасштабное нападение на Украину 24 февраля «своим правом на самооборону» по статье 51 Устава ООН. В то же время указанная статья предусматривает право самообороны государства, на которое совершено вооруженное нападение, которого по сути со стороны Украины не было.

Историческое решение

16 марта 2022 г. Суд удовлетворил заявление Украины о наложении на РФ безотлагательных временных обязательств по прекращению военных действий на территории Украины и постановил:

  • РФ должна «безотлагательно остановить военные операции», которые она начала 24 февраля 2022 года на территории Украины (13 голосов — за, 2 — против)
  • РФ должна обеспечить, чтобы любые военные группировки, которые она поддерживает или управляет, равно как и любые организации или люди, которые ей подконтрольны, не прибегали к дальнейшим военным действиям ( 13 — за, 2 — против)
  • обе стороны [Украина и РФ] должны воздерживаться от «любых действий, которые могут усугубить или расширить спор или сделать его более сложным для разрешения» ( единогласно).

На этой стадии Суд не проводит детального анализа позиций сторон, однако у него есть полномочия принять промежуточное решение, подлежащее безотлагательному исполнению (аналогично обеспечению иска в Украине). Пока МС ООН не примет решения по существу, РФ обязана выполнять предписания судебного приказа.

Решение о временных мерах по этому делу беспрецедентно, а решение по сути дела сформирует практику применения положений Конвенции о геноциде, поскольку МС ООН еще не рассматривал подобных требований.

Перспективы исполнения решения

Итак, решения МС ООН выполняются государствами добровольно, учитывая международный авторитет этого органа. Дальнейшее продолжение войны РФ теперь будет не просто нарушением международного права и приказа одного из авторитетнейших судебных институтов мира, а будет свидетельствовать об отказе от основных положений ООН по мирному урегулированию споров и будет способствовать дальнейшей международной изоляции страны-агрессора. Кроме того, РФ не сможет воспользоваться правом вето на Совбезе ООН, поскольку согласно статье 27.3 Устава ООН страна-участница конфликта должна воздержаться от голоса при принятии решений.

Международный уголовный суд (МУС)

В Гааге находится и МУС, в который также обратилась Украина. В отличие от МС ООН, МУС является постоянно действующим судом, принимающим решение не против государств, а в отношении конкретных обвиняемых лиц за преступления геноцида, военные преступления и преступления против человечности.

Юрисдикция

Согласно общепринятому правилу в МУС обращаются страны, ратифицировавшие Римский устав. Украина подписала, но не ратифицировала устав. Вместе с тем Украина сделала заявление, которым признала юрисдикцию суда, что позволило МУС начать расследование.

РФ, в свою очередь, отозвала свою подпись под Римским уставом. Однако это не препятствует преследованию российских граждан за военные преступления и преступления против человечности, совершенные на территории Украины.

Начало расследования

28 февраля 2022 года прокурор МУС принял решение о начале сбора доказательств о преступлениях, совершенных на территории Украины, в рамках расследования за период с 21 ноября 2013 года. На сегодняшний день к заявлению Украины присоединилась 41 страна, подавляющее большинство из которых — члены ЕС и участницы МУС.

Перспективы привлечения виновных к ответственности

Практика МУС свидетельствует о реальной возможности обвинения глав государств за совершенные военные преступления и суда против них, при условии их экстрадиции (например, Омар аль-Башир — бывший президент Судана).

Если МУС будет выдан международный ордер на арест обвиняемых, они могут быть задержаны во время поездки в страны-участницы МУС.

Прокуроры отдельных государств, таких, как Германия, Литва и т. д., тоже начали расследование.

После завершения предварительного изучения дело переходит в стадию расследования, в дальнейшем — судебное разбирательство с последующим исполнением решения суда. За более чем 20 лет своей деятельности МУС вынесено четыре обвинительных приговора, расследование которых длилось годами.

Сколько бы ни потребовалось времени, ожидается, что по результатам расследования против высшего военно-политического руководства РФ МУС будут вынесены приговоры, и виновные понесут ответственность за совершенные на территории Украины военные преступления и преступления против человечности.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X