Стартапы вместо R&D. Зачем крупный бизнес меняет формат

22 января 2020, 14:30

Как корпорации находят инновационные идеи

«Я отчитываюсь непосредственно генеральному директору. Нам нужны быстрые решения — это оптимальный подход», — рассказывает Эмануэле Вольпе, директор по инновациям ДТЭК в своем офисе в центре стартап-культуры — UNIT.City.

Видео дня

Компании по всему миру дают все больше свободы своим отделам развития бизнеса и уходят от формата R&D центра, где работают только над решением конкретных задач. «В таком случае ты упускаешь то, что происходит в мире. Диджитализация сейчас везде», — делится Эмануэле.

Европейские и американские корпорации арендуют офисы для подразделений связанных с инновациями в самых продвинутых стартап-центрах региона — Норвегия, Швеция, Канада. «Мы не хотим сидеть в скучном большом офисе», — говорят сотрудники и компания готова вкладывать в их идеи.

Например, инженеры Cisco innovation center в Торонто занимаются разработками для ритейла и smart city на 47 этаже бизнес-центра с самым лучшим индустриальным пейзажем на центр города. Всего в мире существует 14 центров, у каждого своя специализация. Задачи поступают как извне — от бизнеса, так и рождаются в процессе.

Если внутри компании проект не вызывает коммерческого интереса, инновационное решение выкладывается в открытый доступ, оно становится доступным для любого желающего. Здесь верят в то, что развитие экосистемы инноваций выгодно всем. Результат — репутация и лучшие позиции в борьбе за таланты.

Cisco не единственный пример. Orange Polska уже много лет имеет свою программу сотрудничества со стартапами Orange Fab. Только в прошлом году через него прошло 250 проектов, 15 выбрано для дальнейшего сотрудничества.

Внедрение инноваций в крупных компаниях — больной вопрос и каждый его решает по своему. Например, китайский гигант Huawei открыл в декабре этого года Innovation & Experience Centre в Лондоне для демонстрации возможностей и работы над проектами с применением технологии 5G. Несмотря на всю актуальность и хайповость технологии, ее бизнес-ценность еще не так очевидна, а такие креативные центры помогают привлечь к решению самых прогрессивных.

К стартапам нельзя подходить, как к обычным проектам компании — требуется изменение бизнес-процессов, вовлечение топ-менеджмента, больше свободы действий и высокая скорость принятия решений

К стартапам нельзя подходить, как к обычным проектам компании — требуется изменение бизнес-процессов, вовлечение топ-менеджмента, больше свободы действий и высокая скорость принятия решений. «Четыре года назад в AB InBev создали ZX Ventures — организацию внутри организации для поиска инноваций для пивного бизнеса и смежных областей: расширение ассортимента, E-commerce, взаимодействие с брендом, поиск и развитие новых категорий, исследования — направления этого корпоративного инкубатора. Компания помогает строить бизнесы с нуля, покупает готовые решения, использует миноритарные инвестиции. AB InBev дает стартапам возможность получить все преимущества наших глобальных цепочек поставок и маркетинга, чтобы воплотить их проекты. Это win-win», — рассказывает Денис Хренов, и.о. генерального директора AB InBev Efes Украина.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Стартапы — это более современное отношение к неудачам. «Мы меняем подход к бизнесу. Если все идет плохо — мы ошиблись, если хорошо — ДТЭК получает выгоду. При этом, мы пытаемся поменять отношение к ошибкам. 99% инноваций — это про ошибки. Неудачи не означают некомпетентность. Нужно вынести урок и улучшать следующий проект», — рассказывает Эмануэле. Например, сервис для частых путешественников, который помнит, где именно ты любишь сидеть в самолете, и чекинится за тебя «под ключ» на рейсы 200 авиакомпаний мира, был создан «случайно» в инновационном хабе Lufthansa в Германии. У команды не было бизнес-задач, они просто искали, что еще можно улучшить в пользовательском опыте при перелетах.

Как сделать корпоративные стартапы эффективными для бизнеса, а не только для пиара

1. Определить цели. Старший бренд-менеджер Orange Polska Мария Олин рекомендует сосредоточиться на решении реальных бизнес задач, которые требуют вмешательства уже сейчас и сузить поиски стартапов до самых актуальных сфер. Некоторые компании перед запуском инновационных программ обращаются за помощью к консалтинговым компаниям, чтобы найти, где болит.

2. Выбрать формат. Корпоративный венчурный фонд (SAP, Google Ventures), акселератор (PayPal, Oracle), сотрудничество с существующей экосистемой или стартапы на базе собственного продукта (Microsoft BizSpark program) — решать вам. Некоторые корпорации выбирают разные форматы для разных задач.

В дополнение к задачам, над которыми работает ZX Ventures, для поиска стартапов и решений в области устойчивого развития, в 2018 году компания AB InBev запустила специальный акселератор — 100+ Accelerator. На корпоративном уровне хорошо себя зарекомендовал акселератор Radar. Tech с постоянными клиентами — Киевстар, МХП, Укрсиббанк и платформа открытых инноваций RE: ACTOR, на счету которой проект по цифровой трансформации онлайн банкинга для юрлиц Альфа Банка Украина. По опыту ДТЭК, эффективная воронка поиска «своих» стартапов в Украине выглядит так: 182 проекта на входе, 30 из которых соответствуют бизнес-задачам, 10 доходят до этапа внедрения. В этом году ДТЭК вышел на европейский рынок и получил на входе порядка 400 проектов для дальнейшей оценки.

3. Вовлечь топ-менджмент и руководителей подразделений. «Большинство стартапов мало что знают о бизнесе компании, его особенностях и потребностях. Поэтому очень важно, чтобы все были вовлечены в процесс и делились данными, включая топ-менеджмент. Моя мечта, чтобы сотрудники перешли от мышления в стиле исполнителя к мышлению предпринимателя. Тут нужно выходить из зоны комфорта. Многие не привыкли к этому, это их пугает», — делится Эмануэле. В начале процесс может буксовать, но со временем люди понимают ценность и начинают верить в возможность изменений.

4. Определить критерии успеха. Каждый проект — стартап проходит через скоринговую систему, которая существенно отличается от стандартной системы оценки отдела закупок. Важно определить насколько сильна и опытна команда, насколько стартап соответствует бизнес задачам, есть ли у него потенциал. Большой плюс, если есть опыт сотрудничества с инвесторами — значит проект интересен рынку.

5. Использовать возможности. Необходимо уйти от работы в стиле исследовательского центра (R&D), который заточен на решение конкретных задач. Такой формат сужает мышление и ограничивает возможности.

Показать ещё новости
Радіо NV
X