Старт бизнеса: юридические советы

30 ноября 2020, 17:30

С чего начать и на какие моменты важно обратить внимание, если вы решили открыть собственный бизнес или легализовать деятельность, которую осуществляете без регистрации.

Прежде всего следует помнить, что законодательством предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации в виде штрафа от 17 тыс. гривен с возможной конфискацией изготовленной продукции, орудий производства, сырья и денег, полученных в результате такой деятельности.

Видео дня

Поэтому при получении доходов от вашей бизнес-деятельности — вопросы регистрации субъекта предпринимательства не нужно откладывать. Тем более в случае избрания правильной организационно-правовой формы и системы налогообложения, финансовая нагрузка в связи с уплатой налогов и других обязательных платежей будет не такой большой. С другой стороны — статус предпринимателя даст вам дополнительные возможности.

Ниже приведены основные моменты, которые нужно знать и учитывать для легкого и безболезненного старта:

1. Определиться с организационно-правовой формой

Для предпринимателей наиболее удобными формами осуществления предпринимательской деятельности является ФЛП и ООО. Какую из этих форм выбрать зависит от нескольких факторов:

ФЛП (физическое лицо — предприниматель) — самый простой вид оформления предпринимательской деятельности, предусматривающий деятельность без образования юридического лица.

Преимущества: максимальная легкость при регистрации: для этого достаточно заполнить заявление установленной формы. Плюс — не обязательно нанимать и соответственно оплачивать заработную плату директору и другим работникам. Большим преимуществом является тот факт, что средства, полученные ФЛП, могут сразу быть переведены на личный счет лица и использоваться как личные средства, в то время как средства, полученные предприятием, могут быть выплачены учредителям только в виде дивидендов, подлежащих дополнительному налогообложению.

Недостатки: по долгам от осуществления предпринимательской деятельности ФЛП отвечает всем своим имуществом, бизнес или его часть трудно продать другим лицам.

ООО (общество с ограниченной ответственностью) — является юридическим лицом, ответственность учредителей такого предприятия ограничивается только их вкладам в уставной капитал. То есть, в случае долгов предприятия, требования кредиторов удовлетворяются только за счет имущества и средств самого предприятия (кроме случая, банкротства предприятия по вине его учредителей — когда учредители несут субсидиарную ответственность).

Преимущества: более удобная форма для масштабирования бизнеса, предусматривающая возможность привлечения соучредителей-партнеров. Это позволит вам объединить капиталы и юридически оформить размер вклада каждого из учредителей, которые могут быть внесены кроме средств также имуществом, имущественными правами, интеллектуальной собственностью. Еще одно преимущество — возможность продажи своей доли в бизнесе. До момента, пока предприятие не осуществляет хозяйственную деятельность, один из основателей может осуществлять функции директора. В таком случае предприятие может не платить любые налоги и платежи, большее доверие со стороны контрагентов к юридическому лицу, чем к ФЛП.

Недостатки: более сложная процедура регистрации, чем для ФЛП. Плюс, после того, как предприятие получило доход и уплатило все налоги и другие обязательные платежи, выплата дохода учредителям предприятия осуществляется только путем выплаты дивидендов, которые дополнительно еще раз облагаются налогом.

2. Определиться с системой налогообложения и встать на учет в органы налоговой службы

Независимо от того, вы решили работать в организационно-правовой форме ФЛП, или ООО — вы можете для себя выбрать общую или упрощенную систему налогообложения. Преимущество одной системы перед другой зависит от нескольких факторов.

Если у вас есть затраты на сырье, подрядчиков, заработную плату, аренду, проценты по кредиту и т. д., и такие расходы составляют значительную часть вашего дохода — часто выгодным является выбирать общую систему налогообложения. В таком случае вы облагаете налогом только сумму средств, которая составляет разницу между вашим доходом и расходами.

В случае же, когда ваши расходы минимальны, лучше выбирать упрощенную систему налогообложения. В таком случае вы будете платить или фиксированную ставку налога, или процент со всей суммы поступлений (дохода). Но процентная ставка в таком случае значительно меньше, чем для общей системы налогообложения.

Обратите внимание: не все виды экономической деятельности могут осуществляться на упрощенной системе налогообложения.

3. Определиться с необходимостью добровольной регистрации в качестве плательщика НДС

В случае, если значительная часть ваших расходов осуществляется на закупку сырья, услуг или товаров у плательщиков НДС, а также в случае, если ваши клиенты в основном являются плательщиками НДС — стоит добровольно регистрироваться плательщиком НДС. Это даст вам возможность относить уплаченную сумму НДС к налоговому кредиту и использовать эту сумму в будущем или возмещать ее из бюджета. Кроме того, для ваших контрагентов, являющихся плательщиками НДС, сотрудничество с неплательщиком НДС является невыгодным.

4. Определиться с КВЭД

КВЭД (классификатор видов предпринимательской деятельности) содержит перечень видов хозяйственной деятельности. При заполнении регистрационной карточки вам необходимо указать вид экономической деятельности, которой вы будете заниматься. Выберите основной вид и несколько дополнительных, которые могут быть как связанными, так и не связанными с основным. В любом случае вы сможете в дальнейшем изменить или дополнить этот список. Но важно, чтобы на момент получения прибыли или поставки товаров/услуг соответствующий вид экономической деятельности был внесен в ЕГР.

5. Осуществить регистрацию вашего ФЛП или ООО

Регистрация предполагает внесение данных о вас как ФЛП, или о вашем ООО в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований на основании представленных документов.

В случае, если вы создаете ООО с партнерами по бизнесу обязательно прописывайте в уставе вопросы, касающиеся назначения директора или иного исполнительного органа; обязанность директора получать согласие учредителей на совершение крупных сделок; количество голосов учредителей, необходимых для принятия решений относительно значительных затрат; получение займов, кредитов, приобретения или отчуждения имущества, передачи имущества в залог и т. п.

Если со временем ваши договоренности с партнерами изменились или изменилось распределение вкладов, обязательно вносите соответствующие изменения в устав. Кроме устава, взаимоотношения участников общества могут быть урегулированы в корпоративном договоре. Он может подробнее регламентировать обязанности участников, ответственность за их невыполнение, и что самое важное — на основании корпоративного договора может відаваться безотзывная доверенность, по которой один из участников может выдать доверенность на лицо, которому доверяет другой из участников на совершение определенных действий.

6. Открыть счет в банке

Обратите внимание, в связи усилением функций банка как субъекта финансового мониторинга, при открытии счета банк может потребовать информацию об ожидаемой сумме поступлений, принадлежности учредителей к публичным лицам, или к лицам, связанным с публичными лицами. Иногда также требуется предоставить информацию о наличии в интернете негативной информации о компании или ее учредителях со ссылкой на соответствующие источники и тому подобное.

7. При наличии работников — их трудоустроить

Как уже отмечалось, если вы получаете доход как ФЛП и самостоятельно работаете в рамках этой деятельности — не обязательно нанимать любых других работников. В то время как ООО сама по себе не может выполнять любую работу, в связи с чем для получения дохода предприятие должно нанимать работников и выплачивать им заработную плату.

Это один из самых болезненных моментов для работодателей несмотря на то, что общий размер отчислений и удержаний части составляет 41,5% от суммы заработной платы. Однако, учитывая огромные размеры штрафов за нарушение трудового законодательства, трудоустраивать работников нужно обязательно.

8. Нанять бухгалтера

Если вы планируете вести учет и представлять отчетность самостоятельно, соблюдайте сроки представления отчетности, уплаты налогов и тому подобное. В случае привлечения бухгалтера на основании договора об оказании услуг, обязательно внесите в договор пункты об ответственности исполнителя в случае причинения вам вреда, вследствие допущенных им нарушений при подаче отчетности, уплаты налогов и тому подобное.

9. Регистрация торговой марки

На старте предпринимательской деятельности кажется, что регистрация знака для товаров и услуг — это преждевременная процедура и регистрировать торговую марку необходимо лишь владельцам крупного бизнеса. Однако такая позиция приводит к неприятным ситуациям, когда в бренд уже вложены значительные ресурсы, реклама, он уже является известным для клиентов, но оказывается, что права на такое наименование или логотип уже зарегистрированы за кем-то другим. Поэтому рекомендую не медлить и закреплять за собой права на использование торговой марки.

10. Юридический адрес

При определении места регистрации ООО обратите внимание на следующие моменты: по этому адресу обязательно должна быть налажена система приема корреспонденции, что не позволит вам пропустить важные письма от контролирующих органов, ваших контрагентов и т. п.

Когда арендуете помещение для размещения офиса, уточняйте возможность регистрации юридического адреса по этому адресу, а также внимательно читайте договор и основания досрочного расторжения договора со стороны арендодателя. Это необходимо для того, чтобы избежать ситуации, когда вы вложили средства в обустройство помещения, а договор с вами не продлили или расторгли досрочно.

Избегайте адресов массовой регистрации как юридического адреса вашего предприятия. Регистрация предприятия по адресу, который использует много разных, не связанных между собой предприятий, без их фактического пребывания по такому адресу — вызывает вопросы как у налоговой, так и у банков при проведении крупных платежей.

11. Получение лицензий

Проверьте необходимость получения разрешений, лицензий для осуществления вашей деятельности, особые требования к маркировке товара, необходимости сертификации, требования по хранению и тому подобное.

12. Договоры, логотипы, хранение данных

Разработайте логотип, который можно использовать на договорах, визитках, сайте, странице в соцсетях и зарегистрируйте на него права на знак на товары и услуги. Создайте фирменный бланк для официальной переписки, шаблоны договоров с клиентами. Обеспечьте сохранность данных ваших клиентов и сохранность документов, предоставляемых вам вашими контрагентами.

13. Печать

Сейчас использование печати не является обязательным. В случае, если ваше предприятие приняло решение действовать без печати, об этом следует указать в уставе. Однако использование печати имеет свои преимущества, в частности, уменьшает количество случаев подписания документов другим лицом. Кроме того, контрагенты всегда с большим доверием воспринимают документы, заверенные печатью.

14. Для предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в интернете, в частности, деятельность интернет-магазинов и блогерскую деятельность, порядок действий по регистрации и налогообложению аналогичный, как и для любых других предпринимателей.

При запуске сайта обратите внимание на следующие моменты: заключайте договор и оплачивайте регистрацию доменного имени от собственного имени или созданной вами компании. При привлечении подрядчиков к разработке сайта, контента на сайт, в частности графического — указывайте в договоре, что именно вы приобретаете все имущественные права на приобретенные продукты интеллектуальной собственности.

Для того чтобы не пропустить сроки окончания регистрации домена, другую важную информацию, а также для доказывания принадлежности вам определенного ресурса, в случае возникновения споров — следите, чтобы при регистрации домена, страниц в социальных сетях указывались актуальные средства для связи с вами email и телефон, доступ к которым имеете только вы.

На практике совершение всех перечисленных действий не является столь сложным процессом, как может показаться. Поэтому не бойтесь регистрировать свой бизнес. Тогда вы сможете спокойно осуществлять свою деятельность, рекламировать и масштабировать бизнес, не боясь штрафов или иных санкций от государства.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X