Коммуникационные головокружения 2020

21 ноября 2020, 15:30

Важно осознать и принять статус сегодняшнего дня — социальную усталость и истощение, которые действительно провоцируют на равнодушие и нигилизм. Что будет дальше?

Могли ли мы представить заранее, каким сложным и непредсказуемым будет 2020? Возможно ли было спрогнозировать заранее гравитацию общественных кризисов и банкротство прогнозов? Что не так в нынешней истории, когда вместо стратегических планов на будущее приоритетными являются гибкость и адаптивность к настоящему.

Видео дня

Предлагаю обратиться к социологически-футуристическим исследовательским концепциям, которые частично объясняют правомерность неожиданных социальных удивлений, коммуникационных зигзагов и трудностей. Это маятник Фуко, теория трех волн Элвина Тоффлера и интегральная теория Кена Вилбера, которые показывают, что сегодня мир стоит перед выбором пути, куда и как двигаться дальше. Поэтому 2020, возможно, и стал началом переосмысления устоявшихся стратегий развития и видений.

Маятник Фуко

Исследуя законы природы, французский физик Леон Фуко в середине 19 века впервые провел эксперимент, который доказал, что Земля крутится вокруг своей оси. Поэтому, гармонические колебания маятника и его траектория с одной крайней точки в противоположную была взята культурологами/социологами, которые предполагали подобные принципы общественных изменений. В данную концепцию хорошо вписывается переход от одного типа общества к другому, от Античности до наших дней, проходя поворотные этапы Средневековья, Возрождения… Модерна и Постмодерна.

Характерными чертами Античности были рационализм и логика, Средневековья — вера и чувства. То есть метафорический маятник двигался от крайней общественной точки, где познание мира происходило через разум, к иррационалистичной картине мира.

Таким образом, зная предварительную крайнюю точку, можно спрогнозировать запросы общества в материальных и духовных сферах.

Сегодняшняя общественная точка — это Постмодерн, который декларирует потерю опоры, сомнения в ценностях и истинах, недоверие к авторитетам, развенчание стереотипов, игру и иронию. Собственно, именно это мы и видим сегодня в культурных проявлениях и массовых коммуникациях.

Теория трех волн

Американский футуролог Элвин Тоффлер в своей книге «Третья волна» («The Third Wave: The Classic Study of Tomorrow», 1980) предлагает воспринимать историю развития обществ не как прямую линию, а волнообразную, когда новая волна аллегорически накрывает предыдущую, через революцию и перевороты. По его мнению, нынешняя цивилизация уже пережила три волны — аграрную, индустриальную и постиндустриальную.

Аграрная волна ознаменовала переход от первобытного к сельскохозяйственному устройству, то есть от присваивающей жизни охотников и собирателей к воспроизводящему типу экономики, генераторами и стартаперами которого стали ремесленники и торговцы.

Индустриальная волна ознаменовала установление классических рыночных отношений и массового производства товаров. Конкурентоспособными сильными сторонами данного периода Тоффлер выделяет стандартизацию, специализацию с разделением труда и синхронизацию всех общественных процессов, появление бюрократии, внедрение доступной системы образования и удовлетворение базовых потребностей.

Ну и третья постиндустриальная волна, накрыв изможденное тогда индустриальное общество, сформировала новое информационное, или как его еще называют, посткапиталистическое общество или общество знаний. И что интересно, каждая следующая волна предлагает новые сферы приложения усилий и получения достижений, реализации замыслов и амбиций по сравнению с предыдущей, выталкивая ее на обочину истории.

Например, у третьей волны больше сходства с первой аграрной, чем со второй индустриальной. Мы же очевидцы экологических трендов и натуральных органических продуктов, которые были ключевыми во время первой аграрной волны и приобрели новую ценность уже в третий постиндустриальный период.

Мы видим, что постиндустриальное общество уже также исчерпывает свои традиционные энергетические ресурсы. Сейчас мир стоит на пороге нового выбора или измерения, куда двигаться. Все это происходит из-за кризисов, головокружения и недоразумения.

Интегральная теория

Современный американский философ Кен Уилбер попытался синтезировать прежние социальные концепции в единую интегральную теорию. К своему исследовательскому вниманию он берет эволюционное развитие обществ, в центре которого ставит человека, его идентификацию и восприятие себя. По его мнению, человечество прошло четыре стадии — синюю, красную, оранжевую и зеленую.

Сегодняшняя общественная точка — это Постмодерн, который декларирует потерю опоры, сомнение в ценностях и истинах, недоверие к авторитетам, развенчание стереотипов, игру и иронию.

Первая — это эгоцентричное «я» в первобытном строе, который исследователь называет синим или «янтарным» этапом. Тогда человек не мог ставить себя на место других, а мир воспринимал через магию. Вторая, то есть красная стадия развития характеризуется этноцентрическим господством «мы», мифическим разделением на «своих» и «чужих», с классовой структурой общества, нетерпимостью и социальной агрессивностью к другим. Третий — «оранжевый» этап, начало модерности, когда рамки идентичности расширились от этноцентрического «мы» к рациональной мироцентричной модели, когда впервые в истории згенерировалась идея справедливости и толерантности, вера в науку и прогресс, индивидуальные права и свободы. На четвертой «зеленой» стадии, или постмодернистской, сформировалась общественная способность критически переосмысливать глобальные идеи, гражданские права, устойчивое развитие и эко-инициативы. И здесь Уилбер делает паузу и удивляется, что невольно постмодернизм постепенно коллапсирует в нигилизм и нарциссизм.

И снова мы сталкиваемся с предположением, что сегодня происходит общественный крах привычных устоявшихся общественных форматов, недоверие к истинам и обнищание идей. Зато утверждается культура коммуникационной постправды. То есть не фактов и доказательств, а эмоционально привлекательных слов, в которые только хочется верить.

Камо грядеши

Учитывая описанные выше теории, а еще ряд других концепций о возможном «конце истории» в стиле Фрэнсиса Фукуямы, уместным является вопрос — «а что дальше?», «куда идем?».

Прежде всего, на мой взгляд, важно осознать и принять статус сегодняшнего дня — общественную усталость и истощение, которые действительно провоцируют на равнодушие и нигилизм. В то же время запрос на самореализацию никуда не делся. На этом фоне успешно «заходят» лайтовые коммуникационные хайпы, мемы, спровоцированные вирусы, которые сразу привлекают внимание, мгновенно веселят и быстро забываются. Основательные же месседжи и социальные дискуссии пока в меньшинстве. Какие же интеллектуальные достижения общественного мнения заберем в будущее, а оставим позади?

Очевидно одно, что следующий этап развития усилит разнообразие общества и сегментированные микро-группы, «мое мнение» каждого будет претендовать на общую истину, а влияние пост-правды еще будет расти. Особенно если ее мемить и хайпить. Такая коммуникационная расхлябанность долго продолжаться не сможет. Поэтому не за горами внедрение новых принципов/технологий, которые будут тестировать на доказательную правду и подлинность. Настоящим вызовом будет построение коммуникационной системы, которая сможет находить активные элементы индивидуумов и единомышленников для реализации и свершения замыслов, открытие нового и еще не разведанного в различных аспектах. Выигрывать будут те, кто быстрее почувствует настроения и будут иметь потенциал к действию.

Возможно, эгоцентричные волеизъявления из общественной плоскости перейдут в плоскость искусства. И, как вариант, общество знаний перейдет в арт-общество, где активным участникам предстоит найти себе место и по-новому монетизировать креатив и искусство.

Запрос общества сегодня на примирение противоречий, реабилитацию ценностей и генерирование новых смыслов, чтобы объединить все эти различия.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X