Советы топ-менеджеров крупных компаний на постпандемический период. Что показало исследование IBM

19 апреля 2021, 10:33

Как оказалось, у успешных руководителей, которые провели свои компании сквозь коронакризис, много общего. У них схожие приоритеты на ближайшие 2−3 года и подход к ведению бизнеса, и эти приоритеты отличаются у менее успешных руководителей.

Исследование Find your essential («Раскрой свою суть»), проведенное IBM Institute for Business Value (IBV) совместно с Oxford Economics, охватило 3 тыс. гендиректоров из 26 отраслей и почти 50 стран мира, в том числе регион Центральной и Восточной Европы. Помимо общих тенденций, которые показывают, на что будут ориентироваться руководители в ближайшем будущем, исследователи выделили более успешных руководителей, чьи компании вошли в первые 20% по темпам роста доходов (из числа участвовавших в исследовании), и остальных.

Видео дня

Проанализировав и сравнив обе группы, к примеру, оказалось, что более успешные руководители делают ставку на лидерство, а в числе следующих приоритетов называют развитие талантов сотрудников, технологий и партнерской сети. Чем еще они отличаются от остальных, и что помогает им двигаться в будущее после пандемической встряски?

Для удобства также будем называть руководителей наиболее успешных бизнесов «проактивными», а остальных — «инерционными».

В чем же разница между наиболее успешным бизнесом и остальными

Финансово наиболее успешные компании более едины в своих приоритетах по сравнению с теми компаниями, которые отстают.

Приоритет № 1 — лидерство

85% «проактивных» называют лидерство приоритетом № 1, считая самым важным для достижения высоких показателей в бизнесе, а среди «инерционных» это является главным приоритетом в 69% случаев. Видимо, именно настрой на лидерство заставляет успешные компании действовать в любой ситуации и смотреть вперед.

Для фактически половины успешных компаний миссия и цели критически важны для вовлечения сотрудников — причем на 53% чаще, чем для «инерционных».

Приоритет № 2 — технологии

Для руководителей ведущих компаний технологии перестали быть инструментом и стали полноценной частью бизнес-стратегии. По всему миру наиболее успешные руководители в два раза чаще «инерционных» называли внедрение технологий в числе вызовов современного бизнеса. Они оценивают долгосрочные риски и возможности, открывающиеся с технологиями, тогда как остальные недооценивают технологии, и для них более важным кажется учитывать рыночные условия.

«Проактивные» сосредоточены на развитии технологической инфраструктуры, считая это направление сегодня самым важным, требующим решения, — и это вдвое чаще, чем остальные компании. 62% поставили развитие инфраструктуры на первое место, выбирая из 17 вариантов вполне конкретных вызовов.

«Инерционные» делают ставку на прикладные технологии — чат-ботов, голосовые сервисы и обработку естественного языка. В этой группе втрое больше, чем среди успешных компаний уверены, что именно эти технологии помогут достичь результатов в будущем. Несомненно, это отличные инструменты. Но успешные лидеры понимают, что эти технологии не сработают сами по себе, а только в сочетании с более комплексными технологиями.

В силу искусственного интеллекта верят 72% передовых компаний, а вот среди «инерционных» таких меньше трети. Успешные руководители этой категории больше продвинулись в плане масштабного внедрения ИИ и чаще выстраивают на этой технологии интеллектуальные рабочие процессы вместо одиночных или разрозненных пилотных проектов. С таким разрывом велик риск, что те, кто сейчас работают с ИИ, уже совсем скоро окажутся далеко впереди и практически недостижимыми для последователей.

Технологии ИИ, интернета вещей и автоматизации на основе гибридной облачной инфраструктуры, когда часть ее расположена в локальных дата-центрах, а часть — в публичных облаках, призваны сделать основные бизнес-процессы (цепочку поставок, финансовую деятельность, управление кадрами) более гибкими и интеллектуальными.

Приоритет № 3 — забота о сотрудниках

Любопытные выводы исследования по поводу дистанционного формата работы, где разница в подходах также существенная. Если для успешных руководителей это одна из наиболее частых тем в обсуждении будущего, и 50% из них считают это вообще главным вызовом, то среди отстающих таких лишь 25%. Причем отставание компаний наблюдается даже в тех сферах, где, казалось бы, вопросы дистанционной работы критически важны — в розничном банкинге, ИТ и ритейле.

«Проактивные» и «инерционные» в целом различаются в отношении к персоналу. Первые почти в два раза чаще, чем вторые поддерживают благополучие сотрудников даже в ущерб краткосрочной прибыли. Руководители финансово успешных компаний объясняют это просто: технологические достижения возможны только благодаря усердию и навыкам сотрудников.

Приоритет № 4 — партнерство

«Проактивные» также ценят людей вне компании. В собственном бизнесе они стараются делать то, что умеют лучше всего, при этом более широкое поле для идей и инноваций обеспечивает экосистема партнеров. Из них 63% отметили, что партнерские отношения стали сильнее влиять на результативность бизнеса, и лишь около трети руководителей остальных компаний считают так же.

Партнерские экосистемы должны помочь лидерам и в решении взаимосвязанных глобальных проблем (к примеру, изменения климата) и привести к устойчивым позитивным изменениям.

Приоритет № 5 — кибербезопасность

Еще одна сфера, в отношении к которой более успешные компании отличаются от менее успешных, — это кибербезопасность. «Проактивные», которые считают киберриски крайне существенными, особенно следят за безопасностью данных и систем.

Они осознают, что цифровая безопасность и доверие должны быть неотъемлемой частью стратегии — раз уж компании рассчитывают на технологии и в предоставлении услуг клиентам, и в партнерской экосистеме, и в вопросах вовлечения сотрудников. Значимость технологий настолько велика, что кибербезопасность переходит в ранг топ-приоритетов.

Неважных мелочей не бывает

Напоследок хочу поделиться важным, на мой взгляд, наблюдением, которое открывает тонкую грань между восприятием более успешных и менее успешных компаний.

В еще одном срезе исследования аналитики выделили в отдельную группу компании, которые выстраивают бизнес-приоритеты вокруг потребителей и клиентов. Конечно, здесь оказались и «проактивные», и «инерционные». И вновь между ними проявилась разница.

Ожидаемым и логичным приоритетом для таких компаний стали отзывы клиентов. Но этот метод работы назвали самым важным для создания дифференцированного клиентского опыта… в основном «инерционные». Конечно, успешные бизнесмены ценят отзывы клиентов, но, когда речь идет об опыте клиентов, два первых приоритета для них — этикет в обслуживании клиентов и динамическая обратная связь, основанная на смарт-технологиях, обрабатываемая в режиме реального времени и поддерживаемая искусственным интеллектом.

И как бы вы ответили на вопрос, в чем технологии будут наиболее полезными для бизнеса в ближайшие 2−3 года?

СЕО-«инерционные» считают, что в получении инсайтов (ценных сведений) от потребителей. А СЕО успешных — в предоставлении лучшего потребительского опыта.

Вместо послесловия. Фундаментальные правила для ближайшего будущего

На первом уровне исследователи IBV выделили общие правила, которыми в период пандемии руководствуются главы компаний.

Правило № 1. Действуйте гибко, но целенаправленно

В нестабильных условиях пандемии компании принимали очень быстрые и вынужденные решения. 56% руководителей говорят о критической необходимости резко увеличивать операционную гибкость. Но на опыте 2020 года руководители убедились, что гибкие и быстрые решения должны подчиняться стратегическим целям и в итоге работать на долгосрочный результат.

Руководители переключились с вопроса «what must be done» на «what should be done»?

Правило № 2. Технологии — неотъемлемая часть будущего

Технологии — первый среди всех внешних факторов, которые будут влиять на бизнес в ближайшие 2−3 года. Руководители считают, что топ-технологии, которые будут приносить пользу бизнесу, — интернет вещей (79%), облачные технологии (74%) и искусственный интеллект (52%). Также они верят в автоматизацию или роботизацию процессов (RPA).

Ставка на технологии полностью себя оправдывает. Еще одно недавнее исследование IBM Digital acceleration доказывает прямую связь между цифровой развитостью компаний и их финансовыми результатами.

Правило № 3. Следите за внешними факторами

Если 57% опрошенных назвали технологии в числе основных внешних сил, которые будут влиять на бизнес в среднесрочной перспективе, то второе место разделили законодательство (госрегулирование) и рыночные факторы (по 50%). Пятерку замыкают макроэкономические факторы и навыки сотрудников (по 44%).

Локдаун и карантины создают новый прецедент, когда власть может усилить контроль над бизнесом.

Обеспокоенность бизнеса госрегулированием впервые поднялась на второе место за последние 17 лет, тогда как ранее была не выше четвертого.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X