Суд как инструмент конкурентной борьбы

0 комментировать

Новая Почта пытается опротестовать постановление НБУ от 21.12.2017 №138 О предоставлении Национальными операторами почтовой связи финансовой услуги по переводу средств. Это уже вторая попытка конкурентов ограничить нашу деятельность.

С одной стороны, мне, как руководителю, приятно, что компания, которая утверждала, что не видит в нас конкурента, с началом хорошей погоды и более четкой видимости изменений на горизонте, заметила таки что-то в Укрпоште и решила бороться с этим явлением. Как говорил Махатма Ганди: "Сначала, они игнорируют тебя, потом они смеются над тобой, затем они борются с тобой, потом ты выигрываешь». Мы, пожалуй, вступили в третью фазу (борьба), если исходить из логики этого выражения. Хотя, честно говоря, ожидали, что борьба будет в сфере предоставления лучших услуг клиенту, а не в судебных коридорах АМКУ, где странно видеть Новую Почту с ее 60-70% долей рынка, которая судится с Укрпоштой с ее 20%. Но в футбол тоже играют не всегда на футбольном поле, а победы иногда куются и за его пределами.

Не менее странным выглядит подача иска против НБУ (и по сути Укрпошты) и ссылки на нечестную конкуренцию.

В чем, собственно, обвиняются НБУ и Укрпошта

Претензия не в том, что Укрпошта не может осуществлять переводы и иметь собственный эквайринг. Согласно взгляду Новой Почты на законодательство, делать это может или банк, или финансовая компания, а национальный почтовый оператор не является ни тем, ни другим.

То есть Укрпошта должна открыть отдельную финансовую компанию, понеся дополнительные расходы, чтобы выровнять конкуренцию, в почтовом (!) сегменте бизнеса.

Стоит отметить, что Укрпошта как член Всемирного Почтового Союза осуществляет переводы по Postal Payment Services Agreement, в котором, в т. ч., закреплены обязательства Украины как государства. Никакие финансовые компании или банки не могут быть членами Всемирного почтового Союза, поэтому Укрпошта имеет четкую юридическую позицию, подкрепленную международным правом. Согласно мировой практике, национальные почтовые операторы осуществляют международные и локальные переводы и платежи, имея особый статус и обязательства, закрепленные в законодательстве.

Что же взволновало компанию – лидера рынка? Изменяет ли принятия Постановления НБУ правила на рынке, которые ставят Новую Почту в невыгодное положение? Конечно, нет. Принятое Постановление наводит порядок в законодательстве, неоднократно менявшемся, однако никоим образом не меняет правила работы на рынке.

Аргументы истца, что отсутствие в Укрпоште отдельной финансовой компании подрывает основы конкуренции на рынке (внимание) почтовых услуг – не могут восприниматься серьезно.

Эту конкуренцию почему-то не подрывает тот факт, что Укрпошта должна работать в убыточной сельской местности, а Новая Почта там использует, как правило, независимые ФОПы, не неся расходов по единому социальному взносу (ЕСВ).

Не подрывает ее и тот факт, что как госкомпания мы несем дополнительные расходы по обеспечению безопасности государства и предотвращения перевозки опасных для жизни грузов, не можем предоставлять индивидуальные скидки клиентам, распоряжаться своей собственностью или самостоятельно устанавливать тарифы на регулируемые услуги, что спокойно может делать Новая Почта.

Так где же неконкурентные условия

Ответ прост. Возрождение Укрпошты невыгодно и неудобно для сегодняшних игроков рынка. Как сказал один из владельцев Новой Почты, "нас это не волновало, пока компания выполняла в основном социальную функцию". Перефразирую: пока Укрпошта тихо умирала все эти годы, позволяя частным операторам успешно развиваться, все было правильно.

В этом смысле Укрпошта – уникальна. Большинство иностранных почтовых операторов имеют значительную долю рынка и государственные субсидии. Мы – не получаем ни копейки из бюджета, а за прошедшие годы потеряли долю рынка, например, в посылках, с 65% до 20%.

Теперь же, вместо того, чтобы уйти в небытие и снизить долю до 0% третий работодатель в стране с 74 тыс. сотрудников и 11,5 тыс. отделений пытается выжить, конкурируя исключительно в рыночной сфере.

С первого дня на посту руководителя Укрпошты я заявлял, что мы не будем использовать административный ресурс, какими бы нечестными ни казались условия на рынке или трактовки законов конкурентами. Играть надо только на поле. Остаюсь верным этому слову и сегодня.

Укрпошта не просто пытается выжить и встать на ноги. Развитие Укрпошты – это, прежде всего, развитие страны в тех уголках, где живет 10-12 миллионов населения, но уровень услуг и цивилизации остановился на уровне 80-х годов прошлого века. В Украине более 20 тыс. населенных пунктов с менее чем 2 тыс. жителей (из них 6 тыс. – менее 100 жителей и 10 тыс. – от 100 до 500). В лучшем случае, кроме Укрпошты и церкви, там есть "автолавка" или маленький магазин. Именно поэтому по доступу к финансовым услугам Украина находится на уровне Танзании. Принятие вышеупомянутого решения НБУ совместно с Укрпоштой и платежными системами, дало шанс принести цивилизацию в эти села, дать возможность нашим клиентам впервые за 25 лет существования Укрпошты расплачиваться платежными картами. Установив компьютер, платежный терминал, подключив интернет в каждое село Украины, где проживает более 2 тыс. человек уже в этом году, мы, прежде всего, улучшаем инфраструктуру страны. Ведь в этих селах живут и работают тысячи клиентов, которые, в т.ч. выставляют свои товары на ведущих мировых площадках, таких как Etsy и Amazon. Только в 2017 году мы увеличили экспорт в США на 50%. Нужны ли им современные средства оплаты? Безусловно.

Хорошо, что есть такая компания как Новая Почта. Важно, что она помогает развиваться электронной коммерции и малом среднему бизнесу, дает работу тысячам людей.

И уже менее важно то, является ли она почтовым оператором (будучи обязанным работать по закону о почтовой связи, как Укрпошта), экспресс-перевозчиком (как DHL), просто транспортной компанией или еще чем-то. Мы не пойдем (пока) выяснять это в суды, чтобы не сорвать их производственный процесс и остановить прогресс в развитии рынка.

Но важно, что существует Укрпошта, которая выполняет те же функции в населенных пунктах, где другим бизнесам быть не интересно, потому что невозможно себя окупить. Там живут такие же граждане Украины, как и в больших городах, которые не просто хотят, а должны иметь доступ к финансовым сервисам XXI века. Вместе мы развиваем страну и, конкурируя между собой, помогаем клиентам получить лучший продукт, лучшую услугу или лучший сервис.

Именно поэтому, хочется верить, что такие компании как Новая Почта и Укрпошта будут конкурировать в бизнес-среде, а не выяснять отношения в судах и привлекать правоохранительные органы, чтобы доказать свою правоту. Это – методы 90-х и не тот путь, который должны выбирать компании и их руководители, если искренне хотят помочь нашей стране развиваться, а бизнесу – становиться все более и более конкурентным в Украине и за ее пределами.

Я еще раз призываю владельцев Новой Почты подумать, какой пример они подают рынку. Мы же, со своей стороны, безусловно, будем жестко защищать свою юридическую и бизнес-позицию. А при появлении новых необоснованных, с моей точки зрения, исков, оставляем за собой право прибегнуть к помощи судебной системы и законодательной власти, чтобы действительно выровнять конкурентные условия на рынке и избежать "игры без правил или недобросовестной конкуренции". Пока же, как говорил Кот Леопольд: "Ребята, давайте жить дружно!"

«Опинион дилер» с Юлией МакГаффи

Каждую пятницу главред NV.ua о том, что, по её мнению, нельзя пропустить: самые интересные и важные материалы на сайте за неделю.

Подписаться на рассылку
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: