Строительство скоростных шоссе в Украине — какой проект будет следующим?

15 сентября 2020, 16:35

Мы хотим соединить скоростными дорогами все областные центры Западной Украины. Почему этот проект — важный этап соединения Украины с европейскими странами.

Запуск государственного дорожного фонда в 2017 году и рекордное финансирование отрасли в 2020 году позволили отремонтировать тысячи километров автомобильных дорог, находящихся в критическом состоянии. Это позволило улучшить качество жизни украинцев, поднять показатель мобильности наших граждан и эффективность транспортно-логистических цепей бизнеса. Но для экономического развития этого недостаточно. Мы должны думать на несколько шагов вперед.

Видео дня

Для удовлетворения современных потребностей экономики и общества Украине нужно не только ремонтировать, но и строить новые скоростные шоссе, которые соединили бы все областные центры между собой.

Скоростное шоссе — это дорога первой технической категории, в которой не менее четырех полос движения — по две или более в каждом направлении и разделительная полоса между ними. Разрешенная максимальная скорость движения на такой дороге — 110 километров в час, при этом, такой скоростной режим является безопасным для участников дорожного движения.

Исторически, при хроническом дефиците бюджетного финансирования дорожной сферы, международные финансовые организации (МФО) стали основным кредитором ресурса для развития скоростного движения в Украине. Только в этом году на проекты по реконструкции и строительству автомобильных дорог в Украине Минфин привлек почти 5 миллиардов гривен. Наша страна получает средства в виде кредитов, однако это займы на довольно выгодных условиях со значительным льготным периодом и низкими процентными ставками.

Полное завершение работ на всей протяженности участка Ровно-Львов займет 3−4 года от начала строительных работ

В частности, благодаря кредитованию Международного банка реконструкции и развития (МБРР) до конца этого года будет обеспечено скоростное движение по четырем полосам на всем протяжении шоссе (285 км) от Борисполя до Полтавы. А в следующем году — от Полтавы до Валок в Харьковской области. Работы на завершающем участке этой трассы от Валок до Харькова начнутся в 2021 году. Реализация проекта позволит сократить продолжительность поездок, уменьшить уровень аварийности, приведет к улучшению экологического состояния окружающей среды. Поскольку эта дорога является частью транспортного коридора Европа — Азия, то это значительно улучшит экспортно-транзитный потенциал Украины.

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) предоставили кредиты для улучшения пропускной способности подъездов к Киеву и реконструкцию дороги М06 Киев — Чоп. Большинство участков уже эксплуатируются и обеспечивают скоростное сообщение для граждан и бизнеса. Сейчас продолжается капитальный ремонт скоростного шоссе М01 от Киева до транспортного узла Копти (Черниговская области), скоростного шоссе М05 на юге Киевщины, а также реконструкция Северной объездной дороги Житомира. Продолжается подготовка к капитальному ремонту скоростного шоссе М05 от границы Киевской области до Одессы и строительство Северной объездной Львова, где работы планируется начать в 2021 году.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Приоритетом на ближайшие годы также должно стать доведение до первой категории автомобильной дороги М06 на участке Ровно — Львов.

Сегодня из Киева в Ровно автомобилисты уже пользуются скоростным шоссе с четырьмя полосами движения. Единственное «узкое место» на маршруте, так называемый bottleneck, — участок Северного объезда Житомира. Он сейчас находится в процессе расширения до четырех полос движения.

Следующим этапом развития этого транспортного коридора должен стать участок Ровно — Львов. Это по сути основной экспортный коридор Украины с ЕС и транспортная артерия, которая объединяет запад страны с другими регионам Украины.

Полное завершение работ на всей протяженности участка Ровно-Львов займет 3−4 года от начала строительных работ, а общая стоимость составит 800 млн евро, но точные расчеты будут после завершения подготовки проектно-сметной документации.

Министерство финансов Украины
Фото: Министерство финансов Украины

В рамках проекта «Транспортное сообщение — фаза I» Европейский Союз профинансирует 100 миллионов евро (50 миллионов будут выделены на условиях гранта, 50 миллионов в качестве кредита) на строительство первых двух участков на маршруте Киев-Львов. Речь идет о строительстве первой и второй очереди нового объезда города Дубно в Ровенской области. Недавно Парламент ратифицировал соответствующее соглашение. В следующем году начнутся строительные работы в восточном пригороде Дубно. Поэтому стоит сфокусироваться на поиске финансирования для реконструкции и строительства других участков этого маршрута. Подготовка проектной документации уже начата.

В перспективе от Львова целесообразно довести маршрут до границы с Польшей и соединить с существующим польским автобаном А4. А также запустить проект по строительству новой дороги автомагистрали Львов — Мукачево через Карпатский хребет, и соединить ее с венгерским автобаном М3 и словацким D1. По моему мнению, именно автомагистраль Львов — Мукачево имеет все шансы стать первой концессионной дорогой в Украине.

Ивано-Франковск и Тернополь также присоединятся к сети скоростных дорог, поэтому путешествие из Киева в эти города продлится примерно на час-полтора меньше.

Таким образом, мы соединим скоростными шоссе все областные центры Западной Украины. Кроме того этот проект станет важным этапом соединения Украины скоростными дорогами с европейскими странами. Это понимают и поддерживают наши международные финансовые партнеры.

Преимущества от реализации проектов по развитию сети скоростных дорог в партнерстве с МФО — это конкретный результат, который видят и граждане Украины, и наши европейские партнеры. Ведь сокращается время путешествия, уменьшаются транспортные расходы, иностранные перевозчики чаще осуществляют доставку грузов через территорию Украины.

Интенсивность движения на скоростных дорогах составляет от 10 до 30 тысяч автомобилей в сутки, то есть количество граждан, которые имеют возможность оценить результат реализации проекта исчисляется миллионами.

Минфин понимает, что средства МФО, которые мы тратим на реализацию проектов — это кредитные средства. Да, они предоставляются Украине на выгодных условиях: под низкие проценты и с длительным льготным периодом, но их все равно нужно будет возвращать из государственного бюджета. Поэтому важно отбирать те проекты, которые будут иметь наибольший социально-экономический эффект и повышать деловую активность бизнеса, и, как следствие, увеличивать поступления в государственный бюджет Украины.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X