Тренды коммуникаций. Скорость, пельмени и фестиваль пессимизма

27 ноября 2019, 09:00

Спрос рождает предложение, так что давайте принимать качественный контент, содержательный и информативный, корректный и этичный

Каждый день из средств массовой информации мы получаем несколько тысяч сообщений. Большая часть из них — реклама и новости. Благодаря такому щедрому инфо-потоку узнаём, какие события произошли в стране и в мире, что и где лучше купить, знаем, чем вдохновиться, и на какой фильм сходить. Концентрат коммуникаций, в который мы погружены, похож на супермаркет, где можно купить почти все, и 24/7. Вопрос в том, чтобы выбрать нужный товар, и не тратить время и внимание на безделушки.

Видео дня

И если сравнивать ассортимент потребляемого нами контента с полкой супермаркета, то любопытно знать, что и как мы потребляем, и главное — почему.

Есть несколько законов и трендов в коммуникациях, которые появляются, модифицируются и которые мы наблюдаем и изучаем.

Например, журналистика одного взгляда (glance journalism). Тренд, который возник в результате появления Apple Watch, и уже стал законом. Идея перевернула модель распространения и потребления новостей: больше не обязательно читать всю статью, если по заголовку можно определить ключевую мысль. Потребитель хочет быть в курсе событий, но сейчас как никогда важна скорость. Быстрые коммуникации рулят, и скорость решает все. В такой коммуникации важно каждое слово, под прицелом — каждый глагол, каждая запятая. И от того, насколько ловко скроены между собой слова, а тема — в фокусе потребителя, зависит, будет ли статья прочтена полностью.

С визуальными коммуникациями быстрое восприятие тоже немаловажно. Человеческий глаз за доли секунды определяет, остановится ли взгляд на том или ином изображении дольше. На прошлой неделе многие мои коллеги и знакомые, работающие в маркетинге и коммуникациях, обсуждали в социальных сетях рекламу пельменей. И даже если вы не видели эту рекламу, но услышали или прочитали об этом кейсе, сейчас или тогда, вы вполне могли наткнуться на изображение женского лица в сметане, эротично взирающего на пельмень. Лично мне пельмень было жалко, да и желания купить его тоже не возникло.

Но почему этот образ стольких зацепил? Сексуальные стимулы в визуальных коммуникациях всегда заметны, маркетологи и рекламщики это знают уже сто лет, со времён Эдварда Бернейса. Такое внимание потребителя к сексуальному контексту объясняется учеными потребностью человечества к продолжению рода как минимум, и, как следствие, простой биологической реакцией. Похожим образом привлекает внимание потребителя агрессия. Коммуникации, использующие агрессивные образы, так же эффективны с точки зрения заметности и ее способности быть замеченной. Психологи говорят, что агрессивность присутствует в каждом человеке, и поскольку по социальным нормам поведения демонстрация агрессивности неприемлема, подсознательно пользователь коммуникации с агрессивными элементами таким образом восполняет такую возможность проявления этого качества.

Не в этом ли причина рекордных кассовых сборов Джокера? Более миллиарда долларов в мировом прокате. Качественная агрессия, в отличной упаковке, такую можно и купить.

А вот что действительно может соперничать с агрессией — так это коммуникация, в основе которой юмор. Наша страна к юмору оказалась более чем восприимчива. И сегодня это, пожалуй, универсальный инструмент, который при правильном применении и понимании создателями такой коммуникации социо-культурных особенностей, может создать потрясающий вирусный эффект. Один из лучших примеров для меня — видеоролик этого года о соперничестве Мерседеса и BMW. Что такое вирусный эффект? Не являясь поклонником или пользователем ни одного из двух брендов, я поделилась этим потрясающим примером тонкого и качественного бизнес юмора в своей ленте. У этого ролика, к слову, более 4,5 млн просмотров в YouTube.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Наконец, хочу остановиться на законе «быть другим». Другая — необычная коммуникация, созданная по этому закону — предлагает нечто совершенно новое потребителю, и соответственно — вызывает новые эмоции, удивляет.

Предположим, повышенный спрос на радость и счастье в различных каналах коммуникации давно уже заподозрен в неискренности. В действительности есть много не очень радостных мест, в которых живут не очень радостные люди. Пару недель назад многие медиа сообщили о статусе города Пуоланка как самого грустного города в Финляндии. Здесь я бы поспорила — есть и погрустнее примеры, но идея пессимизма в этом городке воплощена основательно. Она очень отличается от того, чем принято гордиться и на что приглашать. Так, на подъезде к городу стоит знак «ещё не поздно повернуть» в Пуоланка проводятся «вечера пессимизма», где плату берут не за вход, а за выход, а еще проводят фестиваль пессимизма. О Пуоланка написали все ведущие медиаресурсы. О жителях города и таком необычном позиционировании узнали все. Уже есть предложения провести время в Пуоланка на букинге, возможно, скоро будут «туры пессимизма». И теперь, если эта коммуникация позволит городу монетизировать свой статус, кейс точно будут изучать в бизнес-школах.

Итак, скорость, секс, агрессия, юмор, необычность… Список можно продолжить. И, конечно, мы обращаем внимание прежде всего на те коммуникации, которые нам по ряду личных факторов и причин, более релеванты. Когда мы потребитель коммуникации.

А когда мы — инициатор? Выбирайте, на что делать ставку, когда планируете коммуникацию компании, бренда, события. А когда потребляете, помните, что все инструменты, которых мы коснулись выше, больше о форме, чем о содержании. Поэтому если в юмор «завернуты» низкопробные шутки, а агрессия сопровождается открытым призывом к действиям, если «вкусный» заголовок обещает сенсацию, а на деле оказывается пустышкой — такие коммуникации — это пустая трата времени. Спрос рождает предложение, так что давайте принимать только качественный контент, содержательный и информативный, корректный и этичный. Иначе нам будут показывать только рекламу пельменей с сексуальным подтекстом.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X