Авиация на сломе или в ожидании нового старта? Какими будут тренды мировой авиации в 2021

8 декабря 2020, 10:37

Авиация одной из первых ощутила на себе влияние кризиса и ограничений, связанных с пандемией и введенными государствами карантинными мерами.

На сегодня отрасль остается одной из наиболее уязвимых. При этом она максимально пытается подстроиться под новые реалии: существенно сокращая объёмы перевозок из-за падения спроса и внедряя дополнительные медицинские протоколы для обеспечения защиты здоровья пассажиров.

Видео дня

Все прогнозы сводятся к медленному восстановлению и стагнации на следующие 5−10 лет. Светлое будущее видится через призму сертифицированной вакцины, новых правил перевозок для пассажиров и новой экономической реальности для авиакомпаний.

Возрождение отрасли будет завесить от макроэкономических факторов с поправками на авиационные узкопрофильные особенности. При позитивном стечении обстоятельств восстановление авиарынка может произойти гораздо раньше прогнозов. Особенно это касается Украины.

Вакцина — наше все

Восстановление спроса на авиаперелеты и сертификация вакцины против пандемии — тесно связанные процессы. Коллеги из Евроконтроля разработали три сценария восстановления отрасли в зависимости от скорости начала применения вакцины.

Сценарий 1 (оптимистичный) — вакцина против COVID-19 вводится в ближайшем будущем и уже летом 2021-го становится широкодоступной для пассажиров. По такому сценарию авиационный трафик вернется к уровню 2019-го за 5 лет — в 2024 году. В следующем году объем воздушного движения должен достичь 73% от уровня 2019 (увеличится почти на 50% по сравнению с нынешним годом).

Сценарий 2 (реалистичный) — вакцина будет введена для пассажиров до лета 2022 года. В этом случае восстановление отрасли затянется до 2026 года.

Сценарий 3 (пессимистичный) — если вакцина окажется неэффективной, то на восстановление трафика до уровня 2019 года уйдет следующее десятилетие.

Далее — массовая вакцинация населения и внедрение новой медицинской культуры путешествующих. Сейчас ведется активная подготовка к процессу вакцинации, а в европейских странах уже готовят специальные пункты.

В дополнение к этому, в авиационной экспертной среде все чаще стали говорить о внедрении нового «паспорта» пассажира, цифровой медицинской карточки — Travel Pass. О завершающей стадии ее разработки уже объявила Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). Предполагается, что с ее помощью правительства и авиакомпании смогут регулировать и проверять необходимую информацию о тестировании или вакцинации. В частности, IATA Travel Pass как глобальная информационная инфраструктура даст доступ к важным данным. Для правительств — о подлинности тестирования и идентификации тех, кто предоставляет сертификаты тестирования; для авиакомпаний и путешественников — о соответствии требований к тестированию и возможности безопасного для окружающих перелета.

Таким образом предполагается безопасно открыть границы для путешественников без дополнительных и болезненных карантинных мероприятий.

Новая реальность для путешествующих

Каждому, кто привык путешествовать авиационным транспортом, придется постепенно привыкать к ношению масок в здании аэропорта и самолете, к санитайзерам на разных этапах путешествия, к новым типам страховок и постоянным тестам на COVID в последующие несколько лет.

Авиация vs IT-технологии

9-месячный период доселе невиданных ограничений бизнес-активности открыл новые пути обмена информацией и делового взаимодействия. Zoom, WebEX заменили длительные командировки, позволив экономить время и финансовые ресурсы на поездки — будь то в городе или за пределами страны.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Новый формат бизнес-культуры с удовольствием принят. Это удобно, быстро, безопасно, дешево.

В этой связи, как и во времена любых финансовых кризисов, наиболее платежеспособный для авиации пассажир бизнес-сегмента на время становится «редкой птицей» на борту самолета.

Горизонты мечты: быстро и дешево

Восстановление авиаперевозок — причем стремительное и очень активное — стоит ожидать за счет отложенного спроса по туристическим направлениям. Это будут как полноценные путешествия в отпуск (потому что многим не удалось отдохнуть в 2020 году), так и краткосрочные путешествия — туры выходного дня (исходя из новых экономических реалий и возможностей пассажиров). Тут на первый план выйдут чартерные рейсы и Low Cost авиакомпании, которые операционно готовы за короткий срок подхватить объёмы перевозок.

Однако следует учесть и некоторые узкопрофильные особенности. Во всех авиакомпаниях мира в настоящее время большая часть флота находится на перронах и краткосрочном хранении. Экипажи также не совершают необходимого количества часов полета, вследствие чего им потребуется внеочередная переподготовка, внеплановые ТО самолетов и выполнение ряда других технических составляющих. При этом количество соответствующих тренажеров и технических баз в мире ограничено.

И крайнее. Очень важное для Украины

Как я уже отмечал ранее, восстановление украинского авиационного рынка может произойти быстрее среднеевропейских процессов. Причин этому несколько — сравнительно невысокий докризисный уровень авиационных перевозок, продолжение развития аэропортовой инфраструктуры на уровне государства, сохранение украинскими перевозчиками количества воздушных суден и летного состава.

В Украэрорухе также рассчитывают на оперативное восстановление количества полётов в воздушном пространстве Украины. Кроме активного восстановления траффика украинских и зарубежных компаний, которые совершают полеты в аэропорты Украины, мы также рассчитываем на развитие транзитного потенциала страны, особенно в свете обновленных публикаций ведущих мировых регуляторов безопасности полетов EASA и FAA, которые подтвердили высокий уровень безопасности воздушного движения, который обеспечивает Украина.

Каждый кризис приносит в авиацию новые правила, новые тренды, а зачастую и новые бизнес-модели. Кризис 2020 года не станет исключением. Всем пассажирам придется принять новые правила путешествий, а участникам авиационного рынка — перестраивать свой бизнес в соответствии с новыми экономическими реалиями.

Верим, что после суровой зимы должен наступить период авиационного ренессанса.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X