Звезды гостиниц в Украине: знак качества или маркетинг?

31 марта 2021, 14:00

Недавно была восстановлена выдача звезд украинским отелям по новым правилам. Что изменилось?

Категоризация заведений размещения или предоставление звезд — это прежде всего соответствие стандартам, повышение качества сервиса и новые возможности для привлечения туристов, а не формальный статус, тешащий самолюбие владельца.

Видео дня

Функцию установления категорий гостиницам Государственное агентство развития туризма получило в прошлом году вместе со своим появлением. Передали ее от Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства. Готовясь к выдаче звезд отелям, агентство работало в двух направлениях: над прозрачностью деятельности комиссии, которая рассматривает соответствие гостиниц заявленным категориям. А также сосредоточились на стандартах, которые в Украине до сих пор остаются неоднозначными.

Акустический колпак для телефона, или Что изменилось в гостиничных стандартах за 30 лет

Украинские реалии исключительны тем, что многие отрасли вынуждены существовать на рубеже современности и постсоветчины, прописанной в законах. Очевидно, вопрос туризма в последнее время также не был приоритетным, поэтому о возобновлении законодательства особо не переживали.

На самом деле во многих странах законодательство не успевает за новациями жизни, но если держать руку на пульсе, то вовремя выравнивать ситуацию вполне реально.

Анахронизмы в нормативах отечественной гостиничной отрасли обусловлены еще действующим Госстандартом 2003 года, который еще в начале 2000-х не выделялся актуальностью. Поэтому современникам встречаются действительно смешные требования, а некоторые из них даже идут вразрез с действительными императивами. Например, в номере трехзвездочного отеля обязательно должна быть пепельница, что намекает на разрешение курить в помещении. Но мы все помним о запрете курения в общественных местах.

Другой пример — непременное наличие интернет-розетки во времена 4G и Wi-Fi. Обязательно подключенная радиоточка, то есть проводное радио, которое при активном развития цифровых коммуникаций и эфирного вещания настолько утратило свою популярность, что «Укртелеком» даже прекратил предоставлять услугу всем категориям потребителей. В дополнение должен быть цветной телевизор с исправным кинескопом.

Абсолютный «лидер нужд» современное туриста — телефонная будка в лобби или телефонный аппарат под акустическим колпаком. Признаюсь, что пришлось искать его изображения в интернете. Конечно, материальная база украинских гостиниц в основном устаревшая, но не настолько.

На этот раз категоризация происходит в соответствии с действующими стандартами, за исключением уже совсем неактуальных.

Новые же нормативы находятся в разработке и касаются не только требований к услугам и номерному фонду, но и к органам надзора за соблюдением стандартов и других юридических вопросов. Итак, изменения нужно вносить не только в постановления КМУ, но и в Закон Украины «О туризме», что требует больше времени. Поэтому воспользоваться даже наработанными новациями мы физически не успеваем: у части отелей заканчивается срок действия лицензии, сказывается и повышенный спрос индустрии на «звезды» ввиду легализации игорного бизнеса. Поэтому ставить отрасль на паузу в и без того нелегкие времена возможности нет.

Однако изменение стандартов категоризации заведений размещения, их осовременивание и ориентированность на комфорт и безопасность туриста — остаются в фокусе внимания.

Гостиничная астрономия 2021-го: сколько новичков претендуют на звезды

На начало марта, по данным Реестра свидетельств об установлении категорий гостиницам и другим объектам, предназначенным для предоставления услуг по временному размещению (проживанию), в Украине функционируют 197 гостиниц, имеющих действительное свидетельство, иначе — определенное количество звезд.

Среди них 36 гостиниц соответствуют категории «пять звезд». Наибольшее количество статусных заведений размещения сконцентрировано в туристической Одессе и области — 15 гостиниц. Серебро получила столица и Киевская область, которые вместе насчитывают 8 топовых отелей. По 5 отелей такого же статуса работают в Харькове и Львове, в Ивано-Франковской области (но не в областном центре, а в районе Буковеля) — 2. Закрывает когорту городов с престижными отелями Днепр, правда только с одним заведением.

Украинские реалии исключительные тем, что многие отрасли вынуждены существовать на рубеже современности и постсоветчины, прописанной в законах

В этом году на «пять звезд» подано 9 заявок, но новичков среди них только четверо, у других подходит к концу срок действия лицензии. Добавился и один новый региональный претендент — это город Хмельницкий. Поэтому пятизвездочные заведения размещения пока существуют в больших или популярных туристических городах.

Среди 73 четырехзвездочных отелей (эта категория в Украине наибольшая) максимум насчитывает Киев — 17, тогда как в Киевской области только один. Далее снова Одесская и Харьковская область — 9 и 8 соответственно, а вот ни одного не имеют Сумская, Кировоградская, Николаевская и Волынская области.

«Три звезды» — 57 отелей, больше всего традиционно Киевской и Одесской области.

«Две звезды» — 14 гостиниц, которые есть только в половине областных центров Украины.

«Одна звезда» — 16 гостиниц, оплотов еще меньше — 8 городов областного значения, лидеры — Одесская и Запорожская области (5 и 4 соответственно).

Фактически заведений размещения у нас около 5 тыс. Но отсутствие категории не предусматривает для владельца никаких санкций, как и стимулов ее иметь — отсюда и разногласия.

Сейчас из-за желания некоторых отельеров побороться за более требовательного туриста, а также легализации игорного бизнеса ситуация постепенно меняется — на категоризацию начали обращать внимание.

Количество поданных заявок на установление категории по состоянию на середину марта — 75. Большинство — новички, из которых 4 столичных заведения и 5 региональных претендуют на «пять звезд». На «четыре звезды» — 2 киевские гостиницы и 14 региональных, на «три звезды» — 7 и 27 соответственно. На двухзвездочную категорию желающих пока нет, тогда как одну звезду намерен получить один отель.

Что удалось обновить в процедуре предоставления «звезд»

Решение о присвоении категории или звезды принимает Комиссия по установлению категорий гостиницам и другим объектам, предназначенным для предоставления услуг по временному размещению. Состав Комиссии формирует ГАРТ. С начала работы мы активно общались с индустрией и соответственно понимали нюансы деятельности предыдущей комиссии, которая проводила процедуру оценивания. Скажем так: отдельные эксперты более «внимательно» консультировали претендентов на категории при всех этапах подготовки документов — от реконструкции или строительства помещения гостиницы до промежуточной оценки и, наконец, предоставления самой «звезды». То есть конфликт интересов между членами комиссии очевиден: выдавали «звезды» те же люди, которые участвовали в сертификации заведения.

Нашей целью было запустить работу комиссии по принципиально новыми, прозрачным, подходами к анализу и утверждению заявок. Во-первых, удалось добиться установления ее юридического статуса. Теперь деятельность урегулирована нормативно-правовым актом, а не внутренним приказом министерства. Это делает невозможным недобросовестную конкуренцию между владельцами гостиниц, нивелирует возможность лишить отель звезды вне судебного процесса. Во-вторых, мы исключили одних и тех же лиц из разных этапов подготовки отеля к категоризации. В-третьих, позаботились о прозрачности решений: все заседания комиссии и рассмотрение каждого кейса будут проходить онлайн с трансляцией на официальной странице ГАРТ.

16 марта состоялось первое заседание Комиссии онлайн. К сожалению, среди девяти кандидатов на «три звезды» и одного — «на четыре», мы не возобновили и не предоставили категории одному, а двух лишили звездного статуса из-за несоответствия указанному уровню.

Процесс предоставления звезд вышел на принципиально новый уровень, поэтому взгляды отельеров разделились. Те, кто годами честного труда и добросовестной конкуренции благодаря сервису и отношению к клиенту, заслужил «звезды» — поддерживает этот процесс. Те же, кто надеялся решать вопрос договариваясь — смущены отсутствием возможностей и ищут зраду даже в онлайн-трансляциях заседаний.

Мы стремимся полностью перевести звездный статус в категорию «качество», а не безосновательной промоции. Только при таком подходе есть смысл в категоризации как явлении — когда «звезда» означает «стандарт качества, одинаковый для всех».

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X