Законопроект 5655. Что ожидает рынок от его принятия

11 января, 11:36

Какие проблемы может решить новый закон о реформе градостроительства?

Какими мы хотим видеть украинские города? Человеческими. Комфортными и доброжелательными, с прекрасными парками, детскими и спортивными площадками, с удобной транспортной и социальной инфраструктурой. С достойным состоянием исторических объектов и выразительной современной архитектурой.

Видео дня

Почему наши города не такие? Проблемы развития украинских городов известны всем — хаотическая агрессивная застройка, устаревший жилищный фонд и инженерные сети, историческое наследие и разрушающиеся зеленые зоны.

Что мешает строить город вокруг человека, который комфортен и стимулирует к развитию? Коррупция местных/центральных властей, злоупотребление игроков рынка, отсутствие неотвратимости наказания.

Законопроект 5655 по реформе градостроительства предлагает решение этих проблем. В основе лежит цифровизация всех градостроительных процессов, всей отрасли, от получения разрешительной документации, экспертизы и проверок до ввода в эксплуатацию. Каждый этап проверяется и фиксируется, каждый документ подтверждается цифровой подписью исполнителя. Часть процессов, где это уже возможно, будет происходить автоматически, на основе алгоритмов проверки данных в реестрах и кадастрах, убирая чиновников из процесса.

Альтернативы диджитализации в мире нет. Единая функционирующая государственная электронная система в сфере строительства показала преимущества цифровых инструментов. По оценкам, только за 2021 год ее антикоррупционный эффект составил 1,5 млрд грн. Однако есть новеллы законопроекта, обрастающие мифами. Например, против 5655 протестуют представители муниципалитетов и архитекторы, утверждая, что закон дает перекос, предоставляя больше прав застройщикам в ущерб правам профессиональной общественности и жителей городов. Это не соответствует действительности.

Старт любого проекта возможен только после выдачи градостроительных условий и ограничений. Качество градостроительных условий и ограничений настолько жестко прописаны, насколько учитывают пожелания общественности и стимулируют развитие города — это права и ответственность местных властей. Чем качественнее градостроительная документация, чем более продуманы планы развития городов, тем меньше конфликтов и лучше проекты.

К сожалению, вынужден констатировать: лишь малая доля генпланов и стратегий развития территорий в Украине актуальны и отвечают современным требованиям. Законопроект 5655 стимулирует общины разрабатывать, утверждать с жителями качественную градостроительную документацию. Альтернативы нет. Населенные пункты с современными мастер-планами будут более конкурентными, привлекательными как перед потенциальными инвесторами, так и перед горожанами, выбирающими место для жизни своей семьи.

Что касается архитекторов, то именно они в центре реформы. Ведь именно созданный ими проект загружается в Е-систему, без этого старт реализации невозможен. Их подпись ключевая. Без их подписи нельзя внести изменения в проект.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Высказываются опасения, что законопроект ведет к монополизации рынка, а крупные застройщики смогут создавать частные органы контроля градостроительной деятельности без влияния государства или местного самоуправления. Однако, по сути, законопроектом предложено обратное — убрать монополию местных органов архитектурно-строительного контроля. Полномочия города не отнимают, но создается альтернатива.

Законопроект 5655 прописывает ряд предохранителей для частных органов контроля. Например, у него и компаний, которые он контролирует, не должно быть общих бенефициарных владельцев. Для «частных органов контроля» жесткие требования (они создаются только в форме полного общества, общества с дополнительной ответственностью или коммандитного общества); обязательное страхование ответственности.

«Частный орган контроля» не сможет «не заметить» нарушение заказчика — он будет привлечен к ответственности, от штрафов до вывода с рынка.

Как видим, ключевым моментом реформы является ответственность всех участников процесса. К примеру, местные власти получили дополнительные инструменты борьбы с «самостроями» и другими нарушениями. Они не просто вправе проверять, а обязаны.

Достаточно ли детально прописаны инструменты? Пока нет. Чтобы закон заработал, необходимо разработать и принять около 50 подзаконных актов. Именно на их разработке должна сосредоточиться профессиональная общественность.

Украину ждет этап восстановления. И он должен пройти прозрачно и эффективно, экономически обоснованно и самое главное с акцентом на запросы жителей и бизнеса. Цифровизация, прописанная законопроектом 5655, дает такие инструменты, понятные и горожанам, и потенциальным инвесторам с донорами.

Показать ещё новости
Радіо NV
X