Снежная лавина обманутых инвесторов

2 комментировать

Более 800 недостроев. 4,5 миллиона квадратных метров без хозяев

78 квадратных метров – средняя площадь квартиры по статистике ввода жилья в 2016 году. Минимум — 58 000 обманутых семей, которые вложили собственные средства в строительство и имеют все шансы никогда не получить желанный и выстраданный семейный уют.

В начале 2015 года в Украине насчитывалось 2 118 недостроенных многоквартирных домов (по данным Государственной службы статистики, которая прекратила собирать информацию о недостроях с 2015 года). 864 дома, общей площадью около 4,5 миллионов квадратных метров больше не строились. Они – законсервированы. Это – официальные цифры, которые частично подтверждают и эксперты рынка.

Официальная статистика учитывает законное строительство, то есть такое, которое осуществляется на легально зарегистрированном земельном участке по всем правилам и нормам. А неофициально – недостроев, которые уже имеют все шансы никогда не стать жилыми домами – в разы больше. Только единственный пример из украинского опыта: застройщик «Укогруп» («Афера Войцеховского») строил без разрешительных документов в Киеве 40 жилых объектов. Поэтому 800 законсервированных недостроев – это очень приблизительное число.

10 лет назад (в начале 2006) Украину потрясла афера «Элита-Центр». 1443 обманутых инвестора обратились с заявлениями о мошенничестве. Это первая крупная афера, которая публично была признана. Эксперты сразу оценили убытки от аферы почти в 400 миллионов гривен (80 миллионов долларов США).

За 9 лет (по состоянию на середину 2015 года) жилье получили лишь 267 обманутых инвесторов. По предварительным оценкам экспертов, по состоянию на 2015 год, чтобы обеспечить всех пострадавших от недобросовестных участников рынка только в Киеве необходимо построить 2,2 миллиона квадратных метров жилья и выделить под застройку более 100 гектаров драгоценной столичной земли.

С учетом того факта, что в Киеве в 2015 году было введено в эксплуатацию менее, чем 1,4 миллиона жилых квадратных метров, для обеспечения жильем обманутых инвесторов нужно 2 года отдавать им все построенное... А по факту – на это не хватит и 100 лет. А примеры афер с жилыми новостройками можно найти почти в каждом уголке Украины – Днепре, Львове, Одессе, Бережанах Тернопольской области...

Снежный ком нерешенного вопроса о защите имущественных прав инвесторов постепенно нарастает за счет все большего количества пострадавших. Лица, незаинтересованные в вопросе (по разным причинам), придумали утверждение, что это дело исключительно частных договорных отношений между заказчиком и исполнителем. Но — государство играет в этой схеме ключевую роль: выступает регулятором и устанавливает правила.

Именно государство "придумывает" и "благословляет" схемы, по которым застройщик может привлекать для строительства частные средства граждан. И если эти схемы путаные, непонятные и не защищают инвестора – государство несет полную ответственность за эти деньги украинцев, а следовательно — и за махинации с ними со стороны аферистов от недвижимости.

Поэтому проблема уже давно перестала быть исключительно делом договорных отношений между инвестором и застройщиком. Сотни тысяч обманутых семей становятся основой для социального взрыва. Ведь речь идет об одном из фундаментов украинского менталитета – семейном жилье.

После скандала с «Элита-Центр» в 2006 году парламент внес изменения в Закон „Об инвестиционной деятельности”, который запрещает строительным компаниям привлекать средства напрямую через заключение различных инвестиционных договоров. На сегодня инвестирование и финансирование строительства объектов жилого строительства с использованием негосударственных средств, привлеченных от физических и юридических лиц осуществляется исключительно через фонды финансирования строительства (ФФС), фонды операций с недвижимостью, институты совместного инвестирования путем эмиссии целевых облигаций предприятий (ч. 3 ст. 4 Закона Украины «Об инвестиционной деятельности»).

Инвестирование в строительство с помощью создания ФФС с одной стороны выглядит более безопасным для инвесторов, а с другой – влечет подорожание объекта строительства, потому что управляющему такого фонда нужно платить вознаграждение. Инвестирование с помощью целевых облигаций и институтов совместного инвестирования являются также довольно специфическими инструментами, обслуживание которых требует специальных знаний и дополнительных затрат.

Ко всему прочему, на практике украинец, который вкладывает свои "кровные" в жилые новостройки, может столкнуться еще с рядом рисков: нечестный застройщик может изменить технические характеристики объекта строительства, а может дважды перепродать тот же объект или оспорить права собственности на будущую квартиру. Здесь уже обычному гражданину без юриста не разобраться и не отследить все нюансы.
А следовательно, законодательные изменения 2006 года также не решают комплексно проблему недобросовестных застройщиков-аферистов, и не могут вполне защитить украинские семьи.

Законодатель должен осознать, что только «афера Войцеховского» увеличила «армию обманутых инвесторов», по оценкам, на 25 000 «новых разъяренных штыков». Поэтому вопрос нужно решать немедленно и комплексно. Потому что дальнейшее его игнорирование вызовет эффект «снежного кома»: возмущение из-за равнодушия к интересам обманутых инвесторов со стороны законодателей просто раздавит неэффективное регулирование правоотношений в сфере строительства жилья.


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: