Общее между Украиной и Израилем, и где здесь МВФ

1 комментировать
Хроническая неспособность украинских властей принимать необходимые решения для эффективного реформирования страны который раз ставит под угрозу дальнейшее сотрудничество Украины с МВФ

В прошлом году Украина вернула кредиторам $300 млн, выделенных на строительство дорог. Причина – чиновники слишком долго думали, где именно стоит появиться новым качественным дорогам и, в результате, так и не смогли выделить землю под строительство.

Начиная с 2015 года, из-за чиновничьей несостоятельности действовать, Украина недополучила более $10 млрд международной поддержки. Из которых $2-3 млрд. – это целевые кредиты на проекты развития от ЕС, Всемирного банка и других международных организаций, которые мы так и не смогли использовать.

Эти инвестиции могли бы пойти на развитие инфраструктуры, создание рабочих мест, создание дополнительного эффекта для привлечения иностранных инвестиций, содействие переходу страны от тупиковой сырьевой экономики к более современной.

Украина участвовала в 10 программах МВФ, и только первую из них мы выполнили полностью. В большинстве случаев сотрудничество прекращалось уже после получения первых траншей и каждый раз из-за неспособности власти выполнить данные международным партнерам обещания.

История повторяется. Весной этого года Украина получила $1 млрд по программе МВФ, которые пошли на пополнение наших международных резервов. И это может быть последний транш, если в ближайшие полгода мы не сможем провести пенсионную реформу, сдвинуть процесс приватизации с места, оптимизировать систему выплат жилищных субсидий и запустить свободный рынок земли. Украине также нужно наполнить громкие обязательства о борьбе с коррупцией содержанием, в том числе созданием антикоррупционного суда.

В том, что за такой короткий промежуток нам удастся так много, уже открыто сомневаются обычно очень сдержанные европейские дипломаты. На днях глава представительства Европейского Союза в Украине Хьюг Мингарелли откровенно высказался, что неэффективная работа Верховной Рады тормозит процесс проведения украинских реформ.

Что не устраивает МВФ? В нашем случае – время. Украина движется к реформам и борется с коррупцией улиточными темпами. От нас ждут быстрых и эффективных действий, которые блокируются из-за шкурных интересов горстки олигархов, имеющих мощное лобби.

Закономерно общество требует реформ, но когда доходит к делу – оно с трудом воспринимает любые изменения своего привычного темпа жизни. Для власти и парламентариев – это тоже требует смелости, поскольку популизм остается главной чертой многих политиков, и портить себе имидж непопулярными шагами никто не хочет.

Украина еще имеет большой дефицит решительности. А он приводит к дефициту веры в Украину. В МВФ сидят не глупые люди, для которых важны не только сухая статистика или аналитические записки о большом потенциале и светлом будущем, но и желание общества и власти меняться.

Так или иначе, но нам придется что-то делать с прогнившей пенсионной реформой и замороженным рынком земли. Украина находится в таких условиях, выбирать не приходится. Мы не можем откладывать рассмотрение этого вопроса не только из-за риска остаться без желаемого очередного транша МВФ, но и из-за неутешительной статистики.

На одного работающего человека в Украине приходится 1,2 пенсионера. И тенденция с годами углубляется. К тому же, из 12 млн пенсионеров - 8 млн получают минимальную пенсию 1312 грн. То есть, учитывая эти цифры, нетрудно посчитать, что с «минималки» человек в день должен прожить на 42 грн. Закономерно, что большинство пенсионеров находятся за чертой бедности.

В прошлом году на пенсии государство потратило 255 млрд грн., из которых 142 млрд грн. - дефицит Пенсионного фонда. Чуда не произошло и деньги с неба не посыпались, поэтому компенсировать дефицит пришлось за счет государственного бюджета. С января этого года бюджет Пенсионного фонда вырос до 284 млрд грн. за счет увеличения вдвое минимальной платы, но дефицит никуда не делся и составит 141 млрд. грн.

В остальном болезненном вопросе - либерализации рынка земли. Украина обладает значительным земельным потенциалом, который составляет 5,7% территории Европы. С 60300000. Гектаров почти 70% - это земли сельскохозяйственного назначения и четверть из них принадлежат государству. Это мощный потенциал, который мы можем использовать как конкурентное преимущество. Однако, коррупция и популизм убивают любую реформу. Ведь либерализация рынка земли еще не означает появление реального ликвидного рынка. К динамичному социально-экономического развития АПК и земельных отношений - еще долгий путь.

Мы теряем ценное время, которое можно было использовать для подготовки законопроектов, анализ и упорядочение земельного базы и соответствующих реестров. И тот факт, что мы только в начале пути формирования рынка земли, - аргумент неубедительный.

Например, Польша в прошлом году приняла новый закон об обороте сельскохозяйственных земель, которым фактически запретила продажу земли иностранным гражданам, и установила максимальный размер земельных владений в пределах 300 га на одного человека. В то же время, купить землю может только тот гражданин, который не менее пяти лет проживал в этой местности. Также он не может держать купленную землю на перспективу, а обязан ее обрабатывать в течение минимум 10 лет.

В Дании претендовать на земельный участок сельскохозяйственного назначения имеют право только частные хозяева. Прежде всего, соискатель должен минимум восемь лет наслаждаться сельским воздухом и ландшафтом, то есть жить в деревне, а после приобретения он не сможет изменить назначение участка.

Вместо того, чтобы искать собственный рецепт с учетом своей ментальности, мы стоим на месте. И чего нам могут стоить эти паузы?

В истории все имеет свои аналогии, и Украина не такая уж и исключительная в своей ситуации. В первые десятилетия своего создания Израиль не имел практически никакой экономики, однако имел трех агрессивных внешних соседей, с которыми время от времени происходили военные столкновения. Сегодня же Израиль - технологически развитая страна с рыночной экономикой и один из крупнейших экспортеров оружия в мире. В прошлом году страна усилила свои экономические достижения, сократив соотношение государственного долга к ВВП, а дефицит бюджета составил 2,1% от ВВП. Экономика Израиля выросла на 3,8%, а уровень безработицы упал до исторически минимальных 4,4%.

Что стало залогом таких кардинальных изменений? Смелость и желание действовать, и активная внешняя поддержка и сотрудничество.

Тогдашний план Маршалла, разработанный США для экономического развития и установления демократии в странах, пострадавших от фашистских режимов, стал спасительным для Израиля. В целом с 1949 года Израиль получил более $151 млрд. Только от США и Германии.

В определенной степени Европа сегодня с помощью, в том числе МВФ, выделяет нам средства под мизерные проценты для экономического подъема Украины и освобождение от постсоветского тоталитарного режима России. И это большой шанс, которым грех не воспользоваться.

Скорее всего, Международный валютный фонд вернется к обсуждению вопросов пенсионной и земельной реформ в Украине уже в начале осени. Надеюсь, что нам будет что ответить, иначе сотрудничество с льготным международным кредитором на этом может закончиться. Обидно, но, если так произойдет, Украина потеряет шанс довести до логического конца реформы и новации, которые запустят нашу экономику.


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: