Неотложный запущенный сплит

0 комментировать

Три года назад – в июле 2015 года – Президент Украины зарегистрировал в парламенте внеочередной законопроект под номером 2413, определив его как неотложный.

С тех пор этот акт на неполных 30 страницах, который назвали законом о сплите, откладывается и откладывается народными избранниками. Похоже, идея гаранта реформировать финансовый рынок путем ликвидации Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, распределения его полномочий между Нацбанком и НКЦБФР подверглась отчаянному сопротивлению неоднократных оппонентов. В 2016-м законопроект чудом проскочил законодательные плотины первого чтения, а в этом году все еще шлифуется в Комитете ВРУ. Планы на майское депутатское одобрение потерпели фиаско.

Нацкомфинуслуг по логике инициаторов переформатирования небанковского финансового рынка должна была прекратить свою деятельность 1 января 2016 года. "Большая разрешительная система с очень слабыми функциональными возможностями в области надзора и регулирования" должна уступить место сильному регулятору. Ликвидация Комиссии позволила бы нивелировать дублирование функций, сократила бы государственные расходы, улучшила бы мониторинг, способствовала бы прозрачности рынка. Такая трансформация финсектора приблизила бы отечественных управленцев к упрощению надзора над финансовыми группами и создала условия для развития. Передача регулятивных функций НБУ подтянула бы сегмент небанковских финансовых компаний до уровня банковских, унифицируя инструменты и подходы.

Передача остальной части функционала Нацкомфинуслуг в Комиссию по ценным бумагам – тоже не вызывает особых возражений. Вполне взвешенным является решение подчинить негосударственные пенсионные фонды, фонды финансирования строительства, а также фонды операций с недвижимостью НКЦБФР: и регистрировать и контролировать деятельность таких учреждений должен один регулятор.

Если обобщить, то закон о сплите повышает планку для рынка небанковских финкомпаний, способствуя установлению четких обязательных правил, критериев и нормативов. #2413 выводит из тени плутов-оптимизаторов и создателей схем, фильтрует рынок, очищая от "семейных" страховых, лизинговых и факторинговых компаний, кредитных союзов, бюро кредитных историй, ломбардов и других финучреждений. Именно Национальному банку, у которого институциональные способности на достаточно высоком уровне, под силу справиться с этими вызовами. НБУ не будет мириться с ситуацией, когда небанковские финансовые компании берут на себя банковские услуги, прячась под зонтиком более слабой институции, лишенной надлежащих рычагов контроля.

Некоторые запугивают участников рынка, внушая им фобии относительно намерений "раздавить" конкурентов. Для особо опасающихся тоже есть ответ: в случае принятия закона о сплите сногсшибательных изменений не будет. Переход к новой системе регулирования будет максимально безболезненным и продлится 12 месяцев. А на внедрение евродиректив пойдет еще один год.

Напомню, Закон о сплите присутствует в меморандуме сотрудничества между Украиной и Международным валютным фондом (МВФ).

А на днях к совести украинских парламентариев апеллировал президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Сума Чакрабарти. Уже даже наши международные партнеры заждались давно проанонсированной ликвидации слабого звена украинского финансового рынка – Нацкомфинуслуг.

Народные избранники и экспертное сообщество на этой неделе плодотворно поработали. Комитет по вопросам финансовой политики и банковской деятельности ВРУ проанонсировал готовность выходить с законопроектом #2413 на второе чтение. Поэтому есть надежда, что украинцы скорее сделают большой шаг к более прозрачному и упорядоченному финансовому хозяйству.

Важнейшими последствиями такого решения в перспективе станет прежде всего очистка небанковского сегмента рынка от нежизнеспособных и "серых" игроков. Также ожидаем рост легального (официального) финансового сектора, развитие ассортимента, повышения качества банковских и других финансовых услуг. Не менее важным достижением будет и усиление защиты прав клиентов и инвесторов.

Журнал Новое Время №38

Тема номера — Спецназ Кремля. Российское ГРУ превратилось в монстра с многомиллиардным бюджетом, который смешит мир нелепым поведением своих «шпионов».

Читать журнал онлайн
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: