Обещания против реальности. Как Украина договаривалась с США о финансировании строительства 5G-сетей
Визитной карточкой администрации Трампа стали агрессивные манипуляции и неудержимое хвастовство. Как это выглядело на практике, наглядно демонстрирует история замгоссекретаря Кита Краха и его обещания премьеру Шмыгалю.
Главным действующем лицом этой истории стал заместитель госсекретаря по вопросам экономического роста, энергии и окружающей среды Кит Крах. Именно он курировал в Государственном департаменте кампанию давления на китайский бизнес, которая в уходящем году приобрела характер чего-то вроде экономической войны.
Под конец прошедшего года, накануне Рождества, мистер Крах позвонил Денису Шмыгалю. Разговор вертелся вокруг инициативы Clean Network, продвижением которой занимался мистер Крах. Премьер-министр заверил собеседника в поддержке богоугодного дела. На следующий день Кит Крах сообщил о том, что правительство США может предоставить украинским операторам финансовую помощь для строительства 5G-сетей. Условием этого был назван отказ от оборудования производителей из КНР.
Весть о том, что представился такой удачный случай не просто засвидетельствовать своё почтение стратегическому союзнику, но получить взамен живую копейку, произвела изрядное впечатление на впечатлительных граждан. Обещания г-на Краха удачно наложились на пиар-кампанию Минцифры, руководство которого решило продвигать тему 5G в массы. Всё складывалось самым чудесным образом, но, как обычно, что-то пошло не так.
Пытаясь выяснить подробности обещанной финансовой помощи, автор обнаружил, что официальные ресурсы Государственного департамента не содержат на этот счёт никакой информации. Пресс-брифинг, на котором, якобы, прозвучала соответствующая информация, не упоминается на сайте посольства США. Не было его и на сайте самого Госдепа, пока он не обнулился. Наконец, г-н Крах проигнорировал соответствующий вопрос, заданный ему на его собственной странице в Facebook. Законопроект, предусматривающий предоставление финансовой помощи странам Восточной Европы на строительство «чистых» 5G-сетей, только-только подан на рассмотрение Палаты представителей.
В ходе поиска информации я натолкнулся на совершенно изумительную историю. Оказывается, в конце июня 2020 года посол США в Бразилии точно так же заявлял о готовности США помочь с финансированием закупок не-китайского оборудования для строительства 5G-сетей в стране. Об этом обещании известно из одного-единственного сообщения Reuters. Однако ни в коммуникации официальных лиц, ни на сайте посольства США об этом невозможно найти ни единого упоминания. И параллели, и выводы более чем очевидны.
Мало того, во время визита Краха в Бразилию в ноябре 2020 года местный бизнес устроил ему обструкцию. Четыре крупнейшие компании мобильной связи проигнорировали настойчивые приглашения прислать представителей на встречу с уважаемым гостем. Среди «нахалов» оказались Telefonica, TIM (Telecom Italia) и Claro, то есть игроки высшей лиги мирового рынка телекоммуникаций. При всём при этом сам Крах описывал результаты своего визита в страну в самом позитивном тоне.

Как минимум два идентичных кейса, когда громкие обещания высокопоставленных официальных лиц оказались пустышкой, вынуждают отнестись критически к разговорам об успехах американской дипломатии. Весь прошлый год первые лица США снова и снова рассказывали нам о могучей коалиции стран, сплотившихся вокруг США, дабы положить конец китайской экспансии. В конце ноября 2020 года Кит Крах сообщил, что 27 из 30 членов НАТО, 26 из 27 членов ЕС, 31 из 37 стран Организации экономического сотрудничества и развития, 11 из 12 стран Трёхморья являются участниками Clean Network. Похоже на то, что в данном случае имели место классические приписки.
Крестовый поход против КНР стал одним из наиболее заметных сюжетов внешней политики Дональда Трампа. Именно его администрация положила начало эскалации конфликта, перейдя от рациональных аргументов к риторике защиты Свободного мира, живо напоминающей времена Холодной войны второй половины прошлого века. Дональд Трамп оставил Джо Байдену исключительно токсичное наследие. Не чураясь «черной риторики» и безответственных манипуляций во внутренней политике, в международных отношениях Трамп вёл себя точно так же. Мало того, собираясь покинуть Белый дом, он целенаправленно предпринимал шаги, призванные максимально усложнить его преемнику жизнь.
У Байдена нет возможности поставить конфликт с Китаем на паузу, ему необходимо принимать весьма болезненное решение. Или сворачивать затеянную Трампом Холодную войну с Китаем, нарываясь на обвинения в бесхребетности, или продолжать эскалацию, отвлекая ресурсы на изнурительный конфликт с крупнейшей экономикой мира. Можно только представить, сколько таких ловушек ждёт его в ближайшее время.