Что изменится для малого и среднего бизнеса в 2018

0 комментировать

Компании Украины обладают большой мерой гибкости и приспособления. Это те необходимые свойства, которые помогали и помогают им выжить и развиваться в условиях трансформации экономики.

Несмотря на многие трудности, украинские предприниматели уже успели добиться многого, например, занять 1-ое место в мире по производству и экспорту подсолнечного масла, 3-е место в мире и 1-ое место в Европе по производству меда, 3-е место в мире по экспорту грецкого ореха, 6-ое место в мире по экспорту пшеницы, 6-ое место по самолетостроению полного цикла.

Для того чтобы добиться успеха, бизнесмены должны концентрироваться на главном: на реализации своей предпринимательской деятельности, выполнении требований клиентов. И все, что их отвлекает от главного - уничтожает их конкурентоспособность.

Контроль государственных органов обязательно нужен, но он должен концентрироваться на сферах, которые могут иметь влияние на здоровье людей, безопасность жизни и экологию. Найдутся и недобросовестные предприниматели, поэтому автоматизованная система контроля должна быть способна их выявить. Продолжая процесс совершенствования бизнес-среды, честных предпринимателей должно становиться больше и больше.

Успешное государство делает шаг навстречу бизнесу, особенно малому и среднему, зная что бизнес обязательно откликнется. Важно превратить контролирующие органы в поддерживающие и консультирующие, преследуя две цели: не мешать предпринимателям работать, активизируя экономический рост, и сокращать армию инспекторов (как непродуктивной силы) и, таким образом, экономить немалые средства государственного и коммунальных бюджетов.

Что уже было сделано

Правительство Украины начало реальную реформу государственного контроля и надзора в 2014, когда сократило ликвидацией или слиянием 12  контролирующих органов. С 2014 года невозможно остановить производство, предоставление услуг или реализацию работ без решения суда. Введена административная ответственность инспекторов при нарушении порядка проведения контроля.

Приятие законопроектов №2418a и 2531а в конце 2016 года принесло либерализацию системы государственного надзора и контроля: понижена периодичность и срок проведения проверок, предприниматели и государственный регулятор получили новые права в отношении инспекторов, внедрены принципы образования и функционирования интегрированной автоматизированной системы, внедрена ответственность инспекторов при проведении комплексных проверок.

В мае 2017 года приняты новые версии методологий по критериям оценки степени рисков и унифицированным формам актов. 18 декабря 2017 Кабинет министров принял Стратегию реформирования государственного надзора и контроля.   

В октябре 2017 года был запущен под руководством Государственной регуляторной службы пилотный модуль интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля), где в открытом доступе накапливается информация по предприятиям и контролерам, включая планы проверок, требования к бизнесу, результаты проверок и их обжалования. Это очень важный инструмент с антикоррупционным эффектом для выявления эффективности работы контролеров.

Сейчас предприниматели могут отказать инспекторам в проведении проверки в случае, если:

  • не получили сообщение о проведении плановой проверки;
  • не получили копию согласования регулятора на  проведение внеплановой проверки;
  • инспекторы не предъявили удостоверение на реализацию проверки;
  • проверка нарушает требования по периодичности проведения проверок;
  • длительность проверки превышает законом установленные лимиты;
  • контролирующий орган не утвердил и не опубликовал унифицированную форму акта;
  • контролирующий орган не опубликовал контролируемые законодательные акты;
  • контролирующий орган намерен реализовать внеплановую проверку по тем самым фактам, которые были основой для проведения предыдущей внеплановой проверки.

Предприниматель сейчас может фиксировать проведение проверки при помощи аудио- и видеофиксации, приглашать представителей гражданских объединений или третьи лица для защиты своих прав во время проведения проверки. Унифицированные формы актов по результатам проверки вмещают перечень вопросов о действиях или бездействии инспекторов. Государственный регулятор может проверять контролирующие органы.

Хорошо, если предприниматели сами покажут, что готовы законопослушно вести бизнес и таким образом по стратегии „снизу вверх“ указать на ненужность большого количества контролеров. И в этом плане уже идет работа.

В мае 2017 года возникла Всеукраинская сеть добродетели и комплаенса при поддержке Совета бизнес-омбудсмена, ЕБРР, ОЕСР, в которую вошли уже 43 компании, обязавшиеся держать уровень добропорядочности своего бизнеса в соответствии с европейскими стандартами. 

Куда и как двигаться дальше

В соответствии с постановлениями принятой Стратегии нужно реально переходить от намерения применения санкций к намерению предотвращения нарушений законодательства. Здесь предстоит,  с одной стороны, продолжать процесс дерегуляции в сферах, где излишняя регуляция действительно мешает развитию бизнесу и не несет рисков для здоровья, безопасности жизни и экологии. И, с другой стороны, целесообразно уходить от применения санкций за формальные нарушения. 

Если предприниматель выполнит все указания по устранению нарушений законодательства, выявленых проверкой, в полном объеме и сроке, он не должен платить штраф. Это особенно касается начинающих предпринимателей малого и среднего бизнеса, которые не в состоянии следить за огромным количеством законодательных актов и всеми их изменениями.    

Есть пространство для дальнейшей отпимизации контролирующих органов с целью устранения дублирования  их деятельности. А также внедрение  и  устранение возможных конфликтов интересов при одновременном распоряжении объектом контроля и его контролировании тем самим органом.

Стратегия предполагает дальнейшее сокращение количества контролирующих органов (слияние 7 контролирующих органов по охране окружающей среды в единый орган).

Важно внедрение риск-ориентованного подхода в работу всех контролеров. С 2018 года должна заработать основная часть интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля). В некоторых сферах критерии оценки риска проведения хозяйственной деятельности и унифицированные формы актов не приняты полностью  или не соответствуют законодательству. Правительство поручило ускорить внедрение риск-ориентированого подхода проведения государственного надзора и контроля  в соответствии с законодательством.

Аспекты охраны здоровья человека, безопасности жизни, охраны окружающей среды, качества пищевых продуктов при проведении хозяйственной деятельности предприятий должны стать приоритетными .  И здесь есть что совершенствовать при поддержке опыта и законодательства ЕС. Ни предпринимателям, ни государству не нужны вспышки разных инфекционных заболеваний, некачественные или даже вредные пищевые продукты, загрязнение земли, рек и воздуха, вырубленные леса или возврат из-за границы некачественной экспортной партии товаров. Меры контроля в этих сферах должны стать результативными.

Мораторий был продлен

Мораторий на плановые проверки предпринимателей был внедрен для малых и средних предприятий с 2014 года и действует в какой-то форме и по сегодняшний день. С 2017 года мораторий стал более формальным, так как он не распространяется на 14 контролирующих органов. Несмотря  на частичную либерализацию моратория, количество проверок бизнеса  за последние годы все-таки существенно снизилось. Если сравнить количество плановых и внеплановых проверок в 2016 с данными 2013 года, то их количество  уменьшилось наполовину.

Верховная Рада 7 декабря 2017 года продлила мораторий на проверки до 2019 и обязала внедрить систему рискориентованного подхода в первой половине 2018 года. Мораторий дает еще дополнительное время на реформирование системы контроля, но надеемся, он будет уже окончательным этапом на пути к образованию эффективной и профессиональной системы контроля, с особым вниманием на управление рисками и предотвращение нарушений законодательства.

Мы в 2020 году. Как изменится Украина?

В четверг, 15 ноября, состоится финальная лекция НВ из цикла "Украина 2020. Что ждет страну".

Что можем сделать мы, чтобы Украина наконец стала успешной страной?

Прийти на лекцию
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: