Непростая простая математика

2 комментировать
«Математика – царица всех наук», - именно так однажды сказал немецкий математик, физик, механик и астроном, Карл Гаусс

И с этим утверждением сложно не согласиться. В основе политики – экономика, а экономика, помимо социальной психологии, – это тоже математика. Прогнозы, аналитика, стратегии – краеугольным камнем является именно правильный математический расчет исходных данных с поправкой на макро- и микроэкономические показатели, в текущий момент и в перспективе.

Простая математика – именно то, что должно закладываться в основу всех расчетов и экономических обоснований любых фискальных и регуляторных изменений в стране. И, к сожалению, это именно то, что часто упускают политики при разработке законодательных нововведений.

Зачем я поднял эту тему? За последние несколько лет пивоваренная отрасль подверглась в Украине множеству испытаний. Производителям хмельного напитка пришлось непросто приспособиться к кардинально новому, нетипичному для них регулированию – «крепкоалкогольному». Кроме того, на протяжении нескольких лет наблюдалось неоправданно высокое повышение ставок акциза на пиво. Снова-таки, без какого-либо анализа средне- или долгосрочных последствий. Что в итоге? Падение отрасли на 50% по сравнению с 2008 годом и преждевременный, если сравнивать с другими подакцизными товарами, выход пива на европейские уровни акцизных ставок.

Так вот, никогда в нашей практике к расчетам индустрии ранее не прислушивались. Точнее, расчеты и влияние изменений на рынок запрашивали, но в итоге ими не пользовались. До декабря 2016 года. В этот раз математика сработала. Не может падающая отрасль обеспечивать базу, или, другими словами, объемы производства, которые дадут поступления в бюджет, исходя из нелогичной формулы: «объемы предыдущего года * на новую ставку акциза = поступления в бюджет в новом году».

При заложенном повышении акциза, поступления в бюджет росли неравномерно. Ни разу в истории непродуманно высокое повышение ставки не преображалось в 100% эквиваленте повышения поступлений:

100% повышение ставки акциза на пиво в 2016 году ожидаемо не привело к +100% повышению поступлений от данного налога в бюджет – только на 75%. Где остальные 25%? Ответ в эластичности спроса на пиво: выше акциз – выше цена – меньше спрос – ниже объемы производства - сокращение базы налогообложения.

Таким образом, согласно нашей аналитике и здравому смыслу, можно было избежать дальнейшего падения рынка (в 2016 году оно составило еще 7%), увеличив ставку несколько меньше, и собрав те же поступления без ущерба рынку. Простая математика? Логика – как с кривой Лаффера, отражающей зависимость между налоговыми поступлениями и ставками. Иными словами, есть точка максимального повышения ставок, при котором будет достигнуто максимально возможное поступление в бюджет. И эту точку мы нашли и предложили, но нас в 2015 году не услышали.

Но, что не может не радовать, к нам прислушались в 2016 году, и впервые за много лет акциз на пиво был повышен на уровень инфляции – на 12%. И на днях мы получили аналитику от отраслевой ассоциации «Укрпиво», которая подтвердила нашу теорию. При росте акциза на 12%, в бюджет было отчислено на 16% больше поступлений от пивного акциза, в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года.

Вывод прост: давайте считать, анализировать, использовать действенные модели и не разрушать отрасли, приносящие доход в государственную казну. Это просто, правильно и конструктивно.
Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: