Монополии в аэропортах

2 комментировать
Сегодня любой украинский аэропорт – живой пример устаревшей и неоправданно сложной структуры управления, которая обеспечивает весь цикл работы самостоятельно Огромный штат сотрудников и отделов, занимающихся уборкой и ремонтом, взлетными полосами, логистикой багажа и охраной, технической поддержкой и навигацией самолетов. Все они управляются единым менеджментом аэропорта, пополняют и расходуют один и тот же бюджет. При этом, размещенные на их территории магазины, кафе и прочие предприятия не платят в этот бюджет ни копейки. Поэтому в ситуации, когда на условное техобслуживание помещений тратится больше обычного, а пассажиропоток оказывается ниже заложенного в бюджете и не приносит ожидаемой прибыли, такая сложная бюрократическая машина идет по самому очевидному пути – компенсирует убытки. Чтобы подразделение, вышедшее "в минус", осталось на плаву и система продолжила работу, кто-то должен заплатить лишнее. И в украинских  реалиях этот «кто-то» – всегда пассажир.

Слабые институты власти – данность новой украинской истории,  и Госавиаслужба, главный и, по сути, единственный регулятор в сфере, вовсе не исключение. Среди ее обязанностей – устанавливать правила управления деятельностью аэропорта. Но, несмотря на продолжительные попытки власти реформировать важнейшие траспортные хабы страны, чтобы те могли самостоятельно расти и показывать реальную прибыль, в Госавиаслужбе не просто не проявили инициативы в регулировании рынка, но тормозили и всячески игнорировали такую инициативу АМКУ. Это невообразимая для европейского государства  ситуация, когда каждый аэропорт Украины все эти годы был вынужден брать с пассажира именно столько, сколько ему нужно для поддержания убыточных секторов своей работы. Неудивительно, что развивались только самые крупные и жизненно важные воздушные ворота, и даже такие города как Харьков и Одесса могли ждать только дотационных чудес, наподобие прошедшего Евро.

Причина того самого штрафа Борисполю – предоставление услуг хендлинга, то есть технического обслуживания авиаперевозчика. Это одно из наиболее сложных и трудоемких направлений работы любого аэропорта, так как требует высокого уровня технического оснащения и его постоянной модернизации. Международный опыт показывает, что переход этого сервиса на условия рыночной конкуренции в виде открытого тендера для широкого списка компаний, способно активно развивать эту сферу, привлекая новых перевозчиков и увеличивая пассажиропоток. Наложение такого крупного штрафа сильно взбудоражило все стороны, вместо вечного поиска крайнего и перекладывания ответственности, они вынуждены искать реальное решение проблемы. Так что даже несмотря на некоторую жесткость, от такого хода могут выиграть все.

Сегодня главная надежда всего рынка – пробуждение Госавиаслужбы, как реального регулятора и принятие реальности, в которой его непосредственное участие в работе рынка  – это необходимость,  ведь реформа в системе наземного обслуживания – это только первый шаг в этом  направлении и выполнять обязанности постоянного регулятора АМКУ не в состоянии.  Сегодня авиаперевозки – рынок с огромным потенциалом,  который может стимулировать развитие всей страны. Бюджетные авиаперевозчики агрессивно захватывают как Европу, так и развивающиеся рынки Азии, создавая огромные обороты и планомерно увеличивая покрытие, ключом  к этой возможности является, в том числе, качественный хендлинг и прозрачное ценообразование стоимости билетов. Поэтому, создание адекватных условий для работы такого перспективного и важного рынка должно стать не жалобной просьбой к коррумпированному и неэффективному органу, а требованием и условием его существования.

«Диалоги о будущем»

Новое Время представляет: «Диалоги о будущем» с Уильямом Тейлором, Павлом Шереметой и Дмитрием Кулебой.

Киев-Вашингтон-Брюссель
Какое место занимает Украина в этом треугольнике? Какой нашу страну видят в Европе и США?

Прийти на лекцию
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: