Каждая вторая жалоба — по налоговой теме. Что мешает украинскому бизнесу

6 сентября 2019, 12:50

Топ-5 предметов обращений в Совет бизнес-омбудсмена

С начала создания в мае 2015 года Совет бизнес-омбудсмена получил почти 6000 жалоб от предпринимателей на неправомерные действия государственных органов. В нашем классификаторе предметов обращений около семи десятков позиций. В этом материале мы покажем вам статистику жалоб компаний с иллюстрациями: расскажем, с какими проблемами чаще всего обращаются предприниматели, и приведем примеры 2019 года по каждому блоку жалоб.

Видео дня

Совет бизнес-омбудсмена
Фото: Совет бизнес-омбудсмена

Налоговые вопросы — 56% (3364 жалобы)

Каждое второе обращение предпринимателей в Совет было по налоговой тематике. Из них почти треть (1313) — относительно блокировки налоговых накладных. Налоговые проверки заняли второе место по количеству жалоб (772). По более двум сотням обращений мы получили по каждой следующей тематике: уголовных дел против бизнеса (236), электронному администрированию НДС (210) и задержкам с возвратом НДС (209).

Пример. Точка кипения — 140 млн грн.

Ведущий производитель бойлеров, компания с французскими инвестициями, попросила Совет бизнес-омбудсмена помочь с обжалованием результатов проверки ГФС. Налоговая поставила под сомнение операции предприятия с рядом контрагентов и пришла к выводу, что компания не имела права на возмещение НДС. ГФС также отметила, что компания предлагала заниженные цены на продукцию в своих авторизованных магазинах, чем в среднем в Интернете. За это решила выписать штраф на сумму 140 млн грн.

Изучив материалы дела, Совет поддержал позицию предприятия. Письменно попросил ГФС всесторонне и беспристрастно рассмотреть заявление компании и напомнил, что необходимо применять принцип индивидуальной ответственности, оценивая реальность отношений между жалобщиком и его контрагентами. Совет также отметил, что при расчете рыночной стоимости товаров надо использовать официальные базы данных предприятия, а не информацию из Интернета.

Инспектор Совета принял участие в рассмотрении дела предприятия в ГФС. По просьбе налоговой, компания подала дополнительные объяснения и документальные доказательства. С учетом этого ГФС назначил внеплановую проверку предприятия, по результатам которой отменила предыдущие доначисления на сумму более 140 млн грн.

Действия правоохранительных органов — 13% (746 жалоб)

13% жалоб компаний касались неправомерных действий правоохранительных органов. Больше всего бизнес жаловался на действия Национальной полиции (323) и органов прокуратуры (293) частности, на их процессуальные злоупотребления), на порядок меньше — на действия Службы безопасности Украины (110). Наша система также помнит жалобы в Министерство внутренних дел (20).

«Досье» против YouControl

YouControl обратился в Совет с жалобой на процессуальные злоупотребления СБУ. Досудебное расследование против предприятия относительно незаконного получения информации продолжалось более двух лет. Несмотря на постановление суда о его завершении, СБУ отказывалась закрывать дело. Компьютерная техника, документы и денежные средства оставались изъятыми, что существенно ограничивало деятельность предприятия.

В рамках этого дела Совету пришлось пообщаться с разными правоохранительными органами. СБУ объяснила, что не закрывает досудебное расследование, поскольку планирует обжаловать решение суда. Тот факт, что решение суда уже вступило в силу и было обязательным к исполнению, госслужащих, очевидно, не сильно смущал. Пришлось выносить проблему на уровень экспертных групп с участием представителей Совета, СБУ и ГПУ.

Генеральная прокуратура решила ситуацию нестандартно — передала дело в Национальную полицию. Последняя, проанализировав полученные материалы, закрыла безосновательное производства «за отсутствием состава преступления».

Действия государственных регуляторов — 9% (513 жалоб)

С начала образования Совет получил полтысячи жалоб на действия различных государственных регуляторов, среди которых три десятка учреждений. Среди наиболее распространенных тематик: поровну жалоб на Государственную архитектурно-строительную инспекцию (44) и Госгеокадастр (44), меньше — на Антимонопольный комитет Украины (28) и Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (21).

В защиту экономической конкуренции

В Совет обратилась компания, принимавшая участие в тендере «Prozorro» на поставку оборудования для «Укрзализныци». Предприятие уже жаловалось АМКУ, что торги прошли с нарушениями, но безрезультатно.

Как оказалось, кроме жалобщика заявки на торги подали еще несколько компаний, в документах которых он заметил некоторые неслучайные единообразия. Например, идентичное описание продукции, одинаковые тексты гарантийных писем, банковские гарантии, выданные на одни и те же даты. Выявлен даже документ, представленный различными участниками, автором которого был один и тот же человек.

Совет выразил убеждение в том, что факты свидетельствовали об антиконкурентных согласованных действиях, и письменно просил АМКУ принять решение относительно обращения компании — начать рассмотрение дела или отказать в этом в соответствии с правилами рассмотрения заявлений о нарушении экономической конкуренции. АМКУ прислушался к Совету, проводил расследование и начал рассмотрение дела.

Действия местных органов власти (МОВ) — 5% (280 жалоб)

В отношениях с местными органами власти бизнес больше смущали вопросы выделения земельных участков (70), решений и распоряжений МОВ (55), коммерческих споров с МОВ (14). Среди других предметов обращений — задержки с выдачей разрешений, демонтированные временные сооружения и невыполнение финансовых обязательств МОВ. В нашем недавнем квартальном отчете мы отдельно проанализировали этот блок обращений. Оказалось, что дела против МОВ очень редко закрываются с успешным результатом для жалобщиков: 50% против 67% успехов по всем тематикам обращений.

Продлить аренду? Же не парль па франсэ

Земельные вопросы остаются едва ли не самой острой проблемой в отношениях бизнеса с местными органами государственной власти. Как оказалось, жалоба от французского инвестора не стала исключением. Компания, добывающая сырье для производства керамики, за хотела продлить договор аренды участка вблизи карьера. Однако ее многочисленные заявления по этому поводу Николаевская ОГА упорно игнорировала.

В ходе расследования инспектор Совета проверил, существовали ли конкретные юридические препятствия для продления срока действия договора аренды: нарушение условий договора в части уплаты аренды, нецелевое использование земельного участка, принятые решения о нецелесообразности продолжения аренды. Видимых причин для отказа он не обнаружил.

Совет несколько раз письменно обращался в Николаевскую ОГА и подчеркивал, что необходимо соблюдать принцип надлежащего администрирования. Этот принцип требует от органов государственной власти действовать максимально последовательным и предсказуемым способом, и обязательно мотивировать любое отрицательное решение для частного лица. Релевантная практика Европейского Суда также свидетельствовала в пользу предприятия. Лишь после рабочего визита на Николаевщину облгосадминистрация услышала аргументы Совета, и договор аренды французскому инвестору продлили.

Таможенные вопросы — 4% (240 жалоб)

Среди наиболее распространенных предметов жалоб по таможенной тематике — задержка или отказ в оформлении (84), оценка таможенной стоимости (73), а также возврат таможенных платежей (21). Системным проблемам бизнеса в таможенной сфере и рекомендациям правительства по их решению мы посвятили отдельный отчет.

Скорая помощь импортеру цветов

Ведущий импортер цветов в Украине пожаловался в Совет, что в последнее время Волынская таможня начала затягивать таможенное оформление товара. Коробки и поддоны, на которых перевозили груз, проверяли особенно тщательно, по нескольку раз. Учитывая, что цветы — очень скоропортящийся товар, и вследствие затяжных простоев предприятие несет финансовые убытки. Среди примеров, приведенных жалобщиком, была задержка на сутки партии тюльпанов из Голландии. Аналогичные ситуации, по словам предприятия, происходили по нескольку раз в неделю. Однако, не найдя нарушений, таможенники отпускали машины.

В этом случае было достаточно одного аргументированного обращения к руководству. И напоминание о том, что по правилам продолжительность таможенного оформления товаров не должна превышать 4 часов. Таможня прислушивалась к Совету и многочисленные затяжные оформления прекратились. Все дальнейшие поставки товаров были успешно растаможены.

Если ваш бизнес сталкивается с аналогичными проблемами, вы можете бесплатно обратиться в Совет бизнес-омбудсмена. Если ваши законные интересы нарушены, мы задействуем нашу экспертизу, авторитет и все надлежащие инструменты, чтобы помочь. Но если нарушений государственного органа не зафиксировано, то вас об этом уведомим, будьте готовы.


Показать ещё новости
Радіо НВ
X