Что делать с ФОПами. Пять шагов

11 декабря 2019, 15:00

Под одну гребенку: почему тотальная фискализация может обернуться тотальным саботажем

Принятие законов № 128-IX и № 129-IX, обязывающие значительную часть предпринимателей осуществлять продажи с выдачей фискальных чеков, ожидаемо вызвало протест. Изменения затронут один миллион ФЛП, которые будут вынуждены либо радикально перестроить свою деятельность, либо свернуть бизнес, либо перейти в тень.

Видео дня

Министр экономики Тимофей Милованов спрашивает через Facebook: «Что делать с ФОПами?». И получает три тысячи комментариев вроде «оставить в покое». Предприниматели не считают, что усиливать контроль в торговле следует именно с малого бизнеса — в то время, когда крупный бизнес платит налогов с оборота не намного больше мелких предпринимателей процентах) и злоупотребляет в действительно больших масштабах. Только это не так заметно для граждан.

Инициируя принятие законов о тотальной фискализации, власть отмечала, что стремится решить одну проблему: проконтролировать, чтобы предприниматели малого бизнеса не превышали определенные лимиты, и таким образом, чтобы упрощенную систему не использовал крупный бизнес, который «измельчается» и работает «кустом ФЛП», а не переходит на общую систему налогообложения.

Однако, вскоре оказалось, что «желаний» значительно больше — борьба с оптимизацией налогов, контрабандой, неурегулированной торговлей через интернет и тому подобное. Контроль оборотов потянул за собой дополнительную отчетность, ограничения в торговле, риски штрафов.

Реакция ФЛП была столь радикальной еще и потому, что изменения не были подготовлены. И малые и средние предприниматели просто не ожидали, что реформирование начнут именно с них. Сейчас они обижены самой позицией того, что это было сделано быстро, неожиданно и задело слишком широкие слои. Как результат, их позиция тоже очень категорична: сначала все «обнулить», отменить, а затем садиться и договариваться.

Для усовершенствования законодательства в сфере деятельности ФЛП правительством создан Координационный совет по вопросам развития микропредпринимательства и малого предпринимательства. В ней работают представители МЭРТ, Минфина, ДФС, других государственных органов, а также представители объединений малого и микро-бизнеса. Было уже несколько заседаний, и мы видим желание правительства как-то цивилизованно выйти из конфликтной ситуации с ФОП. Но работа не завершена.

Малый бизнес нуждается в поддержке, большой — в ограничениях, иначе он поглощает малый

Какие необходимые действия становятся очевидными уже сейчас

1. Направить действия на злоупотребления, а не на всех ФЛП. Не надо бороться с «болезнями», убивая весь организм. Если бы принятые законы были нацелены против недобросовестного бизнеса, который уклоняется от налогов посредством упрощенной системы, то малый бизнес мог бы стать даже союзником власти.

Малый бизнес нуждается в поддержке, большой — в ограничениях, иначе он поглощает малый. Большой бизнес способен масштабироваться и длительное время работать в убыток себе, чтобы вытеснить мелких конкурентов и занять монопольное положение на рынке. У малого бизнеса «жировой прослойки» нет, он быстро погибает. Но исключают ли злоупотребления принятые изменения и защищают ли ФЛП, которые ничего не нарушают? Есть сомнения. Предприниматели справедливо говорят, что крупный бизнес сможет адаптироваться к новым правилам, а вот малый — не факт.

2. Работать с рисками. Тотальная фискализация создает иллюзию «простого решения» для сложной проблемы. Но мы видим немало примеров, когда не происходит резкого изменения поведения только на основании принятия законов. Фискализация торговли — это не одномоментный, а длительный процесс. Наверное, такой же, как распространение государственного языка на все сферы деятельности или обязательная перевозка детей только в автокреслах. Законы будто приняты, но на следующий день мы не проснулись в другой стране. Это процесс постепенный.

Чтобы не делать всех ФЛП нарушителями и не открывать возможности для коррупционных действий проверяющих, стоит отказаться от идеи тотальной фискализации, а сконцентрироваться на работе в сфере повышенных рисков. С продажей товаров, которые уже подпадают под обязательную фискализацию, до сих пор есть проблемы. Так давайте сначала там наведем порядок, а не будем пытаться охватить необъятное.

На сегодня определены категорий товаров, при продаже которых повышенные риски уклонения от налогообложения. Это сложная бытовая техника, лекарства, ювелирные изделия, топливо, запчасти и тому подобное.

Очевидно, что нужно работать и с другими критериями. Большие брендовые магазины, которые располагаются в торговых центрах, — это не тот же малый бизнес, который имеет киоск с шапками и перчатками в подземном переходе. Сеть спортивных клубов с бассейнами, которые продают свои абонементы через ФЛП — это не то же самое, что «качалка» на 30 кв м в маленьком городке. Большой ресторан на сто посадочных мест — это не кафе с одним работником. Нужен дифференцированный подход, и четкие критерии оценки частности, метражи торговой площади), которые не будут ставить малый и крупный бизнес в одинаковые условия. Эксперты и представители бизнеса уже имеют готовыерасчеты и предложения. Главное — желание власти.

3. Укреплять доверие. Резкая реакция ФЛП во многом объясняется предыдущим негативным опытом контактов с государственной машиной. Нужно провести институциональную реформу налоговой и таможенной службы, привести в порядок ликвидации налоговой милиции и других экономических подразделений в правоохранительных органах и создать единую службу по борьбе с экономическими преступлениями. И главное — показать, что действия в этом направлении — это приоритет для власти.

4. Дерегулировать и увеличить лимиты. Нужно повысить предельные лимиты для всех групп ФЛП, ведь они не пересматривались много лет и давно уже «съедены» инфляцией. А не пересматривались они, очевидно, со скрытой целью отсечь часть бизнеса от использования упрощенной системы налогообложения. Ничего, кроме роста теневого сектора такие действия не принесли.

Также существует немало «пробелов» в регулировании современной торговли. Бывает, и хочешь выдать фискальный чек, а нет определенного правила. Некоторые нормы однозначно неактуальны, особенно это касается дистанционной торговли. Минфин должен предоставить обобщающую консультацию о том, в каким не сложным способом субъекты микро и малого предпринимательства смогут предоставлять фискальные чеки при дистанционной продаже и при различных видах расчетов между продавцом, покупателем, финансовым посредником и тому подобное.

5. Понять, что простого и быстрого решения не будет. Критерии рисков будут меняться, и законодательное реагирование на риски — это постоянный процесс. Это путь сложный, но единственный реальный. Как бы привлекательно ни выглядела тотальная фискализация на бумаге, но на практике она не работать будет.

Тотальная фискализация будет саботироваться. Проверить 1,5 миллиона ФЛП невозможно, а следовательно, неотвратимости наказания за нарушение законодательства не будет. Опасно, если власть сделает из этого вывод, что гайки «прикрутили» недостаточно прочно, и появятся новые законодательные инициативы на ограничение упрощенной системы, внедрение документооборота, маркировку и другие вредные для малого бизнеса инициативы.

Поэтому, давайте концентрироваться на значительных нарушениях, а не добавлять рисков малому бизнесу. Он и так имеет достаточно забот.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X