Запорожский мост. Что делать, чтобы большие недострои не превращались в памятники коррупции
Мы должны изменить подход к реализации крупных инфраструктурных проектов
В Запорожье есть действующие мостовые переходы между правым и левым берегом — Преображенский и Днепро ГЭС. Интенсивность движения 23 тыс и 60 тыс единиц транспорта в сутки. Новый мост через Днепр — это национальный инфраструктурный проект, из двух мостов и автодороги, знаковый не только для Запорожья, но и страны в целом. Высота самого высокого пилона моста составляет 166 метров, что делает Запорожский мост самым высоким в Украине.
В 2003 году технико-экономическое обоснование проекта принял Кабинет Министров Украины. По нему общая длина автомагистрали должна была составить 9,1 км, из которых 660 м составляла бы протяженность моста через Днепр (между левым берегом и Хортицей) и 260 м — через Старый Днепр (между Хортицей и правым берегом). Согласно этому проекту мосты с автомагистралью должны были достроить к 2010 году, а стоимость строительства должна была составить 2 млрд грн ($400 млн).
В 2010 году, через 6 лет после старта строительства, правительство утвердило изменения проекта, увеличив запланированную протяженность моста через Старый Днепр на 80 м. В новом проекте дату сдачи в эксплуатацию перенесли на 2013 год, а стоимость строительства увеличили до 5,3 млрд грн ($664 млн). То есть за первый этап строительства — за 6 лет мост подорожал на $264 млн в среднем $44 млн в год.
В 2014 году строительство Запорожского моста остановилось из-за отсутствия финансирования, было построено 118 метров конструкции (без основы под дорожное покрытие). К этому моменту, за 2004−2013 годы на строительство уже было потрачено 2,4 млрд грн (более $300 млн).
В 2017 году было построено 213 м перехода через Старый Днепр. В 2018 году правый берег Запорожья и остров Хортицу соединили 450 метров металлической конструкции моста — основы будущей дороги.
21 октября 2019 Укравтодор и китайская компания СRВС заключили Меморандум о сотрудничестве, целью которого является строительство и поиск финансирования для мостового перехода через реку Днепр в Запорожье. Сумма 5 млрд грн ($200 млн) и срок строительства 2 года первой очереди с помощью кредита Эксимбанка Китая и генподряда China Road and Bridge Company, которая построила самый большой мост в мире Гонконг — Макао.
Согласно государственной экспертизе от 31 октября 2019 года корректированная стоимость проекта строительства составляет 12.9 млрд грн ($500 млн), что делает Запорожский мост не только самым высоким, но и самым дорогим в Украине.
Лучший вариант — это привлечь международный кредит для строительства первой очереди — балочный мост 340 м и вантовый мост 660 м, что позволит запустить движение транспорта через Хортицу. К сожалению, европейские банки не заинтересованы в финансировании строительства Запорожского моста, из-за необходимости аудита проекта и невозможности финансирования недостроя. Бюджетное финансирование не эффективно, как показала практика — два периода 2004 — 2008 и 2010 — 2013 гг. Когда выделялись средства — не понятно как использованные и остановленные на этапе строительства.

Что делать в будущем, чтобы мосты не строились десятилетиями, а деньги не развеивались на склонах Днепра:
— Четкие сроки строительства
— Определенное финансирование — международный кредит
— Независимый технический надзор
— Упрощение требований к экспертизе и утверждению проектной документации
— Подготовка ТЭО по стандартам международных финансовых организаций (всемирный банк, ЕБРР, ЕИБ, Эксимбанк КНР и JICA).
Мы должны изменить подход к реализации крупных инфраструктурных проектов — в противном случае практика строительства мостов в Украине будет изучаться в транспортных университетах, как-то, чего не нужно делать.