Выживание малого и среднего бизнеса в Украине. Четыре совета, которые могут помочь

4 декабря 2022, 12:01

2022 год стал тяжелым для украинского малого и среднего бизнеса (МСБ). В связи с полномасштабным вторжением встал вопрос не только о сложности увеличения прибыли, но и о существовании бизнеса.

Согласно исследованиям платформы Keep Going, в настоящее время почти половине малого бизнеса в Украине не хватает заказов. Каждый четвертый предприниматель нуждается в деньгах на зарплаты, оборудование, сырье и материалы. В этой связи, 45% МСБ ищут клиентов за рубежом.

Видео дня

По данным исследований Европейской Бизнес Ассоциации, в марте в Украине работало только 13% малых и средних предприятий, треть приостановила работу, но хочет начать деятельность. В то же время, согласно опросу платежного сервиса Payoneer, несмотря на сверхсложные условия работы, 43% предпринимателей МСБ смогли сохранить рабочие места для всех своих сотрудников. Еще 20% респондентов удалось частично удержать довоенный штат. При этом 38% руководителей МСБ в этом году намерены увеличить количество персонала.

Итак, можем сделать вывод, что даже несмотря на полномасштабное вторжение и экономический кризис в стране, украинский МСБ имеет возможности для развития и охотно их использует.

Какие инструменты могут помочь украинскому малому и среднему бизнесу в выживании в нынешних условиях?

Я выделил несколько основных направлений, на которые следует обратить внимание предпринимателям в этих непростых условиях. Это не только возможность не потерять бизнес, но и наоборот выйти на новый уровень.

Инструменты, которые помогут преодолеть кризис

Принципы юнит-экономики

Простыми словами: поймите, сколько вы зарабатываете на каждом юните (единицы товара или клиента) и не работаете ли в минус. Это нужно для того, чтобы строить прогнозы доходности на разные сроки и выделить каналы, которые приносят вам больше прибыли.

Возможно, в прошлом ваша компания имела финансовую модель, при которой вы много тратили, но и много зарабатывали. Сейчас пришло время углубиться в процессы, чтобы просчитать маржинальность и оптимизировать рабочие процессы. Выделить каналы, на которых бизнес зарабатывает, и временно снизить затраты на то, что не приносит высокой прибыли.

Хранение данных без привязки к месту

Я советую не хранить информацию на физических носителях, больше ориентироваться на хранение важных данных в облачных хранилищах. Это касается как серверов CRM-системы, с которой работает команда, так и всей бизнес-инфраструктуры. Вне зависимости от того, где каждый из членов команды находится физически, ваш бизнес всегда с вами.

При необходимости выделите отдельные средства на диджитал трансформацию компании. В команде обязательно должен быть специалист, который сможет внедрить новшества и поможет приучить к ним всю команду. Это может быть штатный CTO (Chief Technology Officer) или технический сотрудник на part time. Возможно, сначала такие расходы покажутся лишними, но это долговременная инвестиция, которая обязательно окупится.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Ориентация на зарубежные рынки

Совет действенен для тех компаний, которые не имеют привязки в продукции или услугах исключительно к украинскому потребителю. Я советую обратить внимание в первую очередь на ближайшие зарубежные рынки — страны Европы. С начала полномасштабного вторжения почти треть представителей украинского МСБ расширили свою деятельность на зарубежного потребителя. Я знаю компании, которые стали активно развивать свой бизнес в Польше и даже наняли польских менеджеров по продажам в штат. Просмотрите подход к ведению бизнеса в новой стране.

Если вы работали с зарубежными рынками и до войны — рассмотрите наращивание там своего присутствия.

Внедрение CRM-системы и автоматизация процессов

Начало пользования CRM-системой в компании или ее замена всегда стресс для сотрудников. Поэтому кто-то может подумать, что война — это точно не то время, когда нужно прибегать к этому ходу.

Как человек, давно находящийся внутри мира CRM-систем и как руководитель, много общающийся с нашими клиентами, которые решаются на внедрение CRM в настоящее время, могу сказать — возможно, сейчас лучший момент для изменений. Дело в том, что это позволит решить ряд неотложных проблем.

Прежде всего вы поймете, откуда приходят потенциальные клиенты. Вам станет доступна информация о том, какие процессы работают хорошо, а какие необходимо просмотреть, чтобы повысить их эффективность.

Во-вторых, вы сможете точно отслеживать эффективность работы работающей удаленно удаленной команды. Результаты работы будут наглядны и доступны для просмотра в любое время.

Наконец, вы сможете автоматизировать свою рутину и высвободить больше времени на выполнение задач, требующих внимания, креативности и человеческого интеллекта.

Показать ещё новости
Радіо NV
X