Кому выгодны аукционы для Укрпочты

0 комментировать
К системе продаж государственного имущества ProZorro.Продажи присоединилось еще одно крупное украинское государственное предприятие - Укрпочта

Зачем государственным предприятиям продавать имущество, нужно ли Украине ускорить приватизацию государственных предприятий, и какая в этом польза для государства - попробуем разобраться в этой колонке.

Уже давно тяжелой ношей для украинского бюджета являются тысячи “успешных” государственных предприятий. Эти компании всегда были источниками беспрецедентного воровства и местами настоящего саботажа украинской экономики. Например, Одесский припортовый завод (ОПЗ), согласно статистическим данным, заработал примерно 300 млн. гривен. Однако действительно ли все так хорошо? Одни государственные предприятия сегодня пытаются реформироваться и превратиться в современные учреждения, для таких предприятий (какой мы считаем и Укрпочту) жизненно необходимо избавиться от балласта ненужного имущества. Другие же предприятия сами и есть таким балластом.

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман сообщал, что только 32% всех государственных предприятий работают с прибылью, а в результате коррупции на госпредприятиях Украина в течение десяти лет потеряла 82(!!!) млрд. гривен. В то же время, нельзя сказать, что все без исключения государственные предприятия являются убыточными: например, государственное предприятие Укрпочта по итогам 2016 года отчитывалось о чистом доходе почти в 4,5 миллиона гривен.

Наверное, основная проблема украинского госсектора – балласт в виде предприятий, которые давным-давно не просто не приносят прибыль, а и вообще не действуют. Из зарегистрированных 3447 на конец 2016 года работало лишь 1789, то есть ориентировочно половина. Остальные в стадии ликвидации или банкротства. Они годами остаются на балансе десятков различных государственных органов, а особо ушлые чиновники используют их для удовлетворения собственных интересов с целью получить неучтенные доходы (сдают земельные участки и помещения в аренду, продают оборудование и тому подобное). А мы с вами являемся основным “спонсорами” данного перфоманса.

Некоторые “формально” убыточные или умышленно обанкротившиеся предприятия, которые все еще официально остаются в собственности государства, на самом деле приносят сотни миллиардов тем, кто осуществляет руководство ими от имени народа Украины. Именно поэтому в последние годы наблюдается такое яростное сопротивление любым попыткам сделать систему иной - никто не хочет терять то, к чему так привык.

Перевод на систему электронных закупок ProZorro хоть и сделал невозможным прямую коррупцию, однако еще не полностью искоренил ее, ведь, к сожалению, и сейчас существуют “тендерные” схемы.

Конечно, не все так плохо, и как отметил первый вице-премьер-министр Украины - Министр экономического развития и торговли Украины Степан Кубив: “несмотря на определенные технические и организационные сложности, результаты 2016 года в целом можно оценить как удовлетворительные. Они подтверждают, что государственная инвестиционная стратегия стала эффективнее”. Однако даже так, казалось бы, положительные результаты не спасают ситуацию - государственные предприятия являются тем якорем, которые тянет украинскую экономику на дно.

Государство - хороший владелец?

В основном приватизированные компании являются более эффективными и прогрессивными, но некоторые государства и разрушили стереотип о неэффективности госпредприятий, например, Китай. Государственный капитализм Поднебесной имеет несколько особенностей, которые делают его успешным. Первая из них — это ментальность, которая ставит национальные интересы выше личных и в целом не делает руководителей госкомпаний склонными набивать собственные карманы. Вторая — суровые наказания за коррупцию (от огромных штрафов до смертной казни). Ежегодно в стране система вылавливает около 100 тыс. коррупционеров (и уголовные дела не застревают в прокуратуре или судах, как у нас), из которых тысячи осуждают к смертной казни. Третья особенность — отшлифованное законодательное поле с высокими стандартами корпоративного управления, при которых чиновники не могут вмешаться в работу компании или претендовать на часть ее денежного потока. Конечно, Китай, как и все страны государственного капитализма, использует госпредприятия не только для зарабатывания прибыли, но эти альтернативные цели в основном фокусируются на приоритетах экономического развития, поэтому становятся благом для хозяйства страны.

Приватизация как единственный выход для Украины?

Политики подозрительно решительно пытаются заблокировать процесс приватизации госсектора и инициативы по продаже таких активов на прозрачных аукционах. Правда, не всегда, к счастью, это им удается.

Еще одним фактором, тормозящим справедливую приватизацию, является определенное недоверие: как со стороны инвесторов - покупателей, так и со стороны населения. Это и не удивительно, сложность процедуры покупки просто поражает. На сегодня в истории украинской приватизации примером безусловного успеха является разве что публичная приватизация Криворожстали, которая принесла бюджету более 24 миллиардов гривен. Сумма, которую в 2005 году заплатила компания Mittal Steel Germany GmbH, в два с половиной раза превышала стартовую цену и была почти в шесть раз выше, чем цифра, за которую продали комбинат 2004 года. Не менее важно, что и после покупки новый владелец инвестировал в модернизацию производства на объекте не один миллиард гривен.

Трудно не согласиться, что в Украине приватизационный процесс был, мягко говоря, непрозрачным. Предприятия часто попадали в "нужные" руки, а в бюджет поступали суммы значительно меньшие, чем можно было бы получить в случае проведения конкурентных торгов.

Цель, которую перед собой ставит ProZorro, является достаточно амбициозной - сделать процедуру приобретения активов такой же простой, как покупку еды в супермаркете. Именно для этого создан эффективный инструмент - электронная систему Prozorro.Продажи.

Так в чем же заключается ее эффективность? Во-первых, данная программа значительно облегчает сам процесс покупки госактивов физическими лицами и бизнесом, исключив из процесса субъективный фактор и обеспечив полную прозрачность процесса. Представьте себе так называемый интернет-магазин государственных предприятий. Все очень просто и удобно: находишь на сайт - https://www.prozorro.sale/ - выбираешь лот, что нравится, регистрируешься на аукционе, делаешь регистрационно-гарантийный взнос и выиграешь (если, конечно, твоя ставка будет наивысшей). Вот и все, без особых усилий и “бюрократических мук”.

Во-вторых, это значительно расширяет рынок, увеличивая количество потенциальных инвесторов.
Кто же получит выгоду? В первую очередь, государство - новые поступления в бюджет, которые можно потратить на государственные нужды. А каждый из нас избавится от груза налогов на содержание никому не нужных неэффективных государственных предприятий.

Все ли предприятия можно приватизировать?

Безусловно, сами объекты приватизации должны отбирать очень тщательно - те, которые являются стратегически важными для безопасности страны, или которые невозможно передать частному собственнику в ближайшей перспективе, конечно, должны оставаться в государственной собственности. А остальные — обычные предприятия, которые только транжирят бюджетные средства, нужно приватизировать.

Однако и здесь, безусловно, есть исключения: та же Укрпочта не только имеет положительное сальдо бюджета и стабильно приносит прибыли государству, но и имеет стратегическое значение для государства в целом. Через это предприятие проходит огромное количество деловой корреспонденции, официальных писем и обращений, и возможно лучше для всех будет если безопасность этой переписки будет обеспечивать государство, не допуская третьих лиц к возможности как-то повлиять на нее.

Важно правильно прописать саму процедуру приватизации: прозрачность, обдуманность, справедливость и честность - залог успеха.

Нужно развеять миф о необходимости государственной собственности для стабильности государственной экономики. Во-первых, зачем государству активы, которые не приносят денежного потока? Во-вторых, а что же произошло с предприятиями, которые уже не функционируют? Ответ прост: порезали оборудование на металл, разворовали, вывезли и сдают здания в аренду за откаты. Чем дольше предприятия будут находиться в государственной собственности без реформирования и реструктуризации, тем больше их будут разворовывать, усиливая нагрузку на бюджет. Понятно, что гражданское общество такая ситуация не может устраивать ни при каких условиях. Поэтому прозрачная приватизация — единственный выход для украинской экономики.



Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: