Передача подсанкционного имущества россиян Украине — миф или реальность?

21 июня, 20:42
Цей матеріал також доступний українською

Недавно Верховная Рада приняла закон, существенно изменяющий санкционное законодательство. Какие новые санкции уже действуют против россии?

Статья написана в соавторстве с Мартой Грунской, адвокатом, старшим юристом ЮФ INTEGRITES

Чтобы создать механизм реагирования на угрозы национальным интересам и безопасности Украины, еще в 2014 году Верховная Рада приняла Закон «О санкциях». Он разрешил СНБО применять к физическим, юридическим лицам и государствам специальные экономические и ограничительные меры. Среди них — блокирование активов, ограничение торговых операций, ограничение или прекращение транзита ресурсов, полетов и перевозок по Украине, предотвращение выведения капиталов за пределы Украины, приостановление исполнения финансовых обязательств, аннулирование или остановка лицензий и разрешений и т. д.

Видео дня

Однако в условиях вооруженной агрессии россии против Украины действующая редакция Закона оказалась недейственной, а нынешние виды санкций — абсолютно непропорциональными ущербу, нанесенному Украине.

Поэтому недавно Верховная Рада приняла закон, существенно изменяющий санкционное законодательство: такие изменения совершенствуют механизм изъятия подсанкционных активов. Сначала Президент ветировал закон, однако наконец-то его подписал после того, как парламент учел его предложения. 24 мая 2022 года закон уже вступил в силу. Давайте рассмотрим, какие именно ключевые изменения претерпело законодательство о санкциях.

Какие новые санкции введены и против кого?

Ключевое нововведение — это новый вид санкций, а именно — взыскание активов в доход государства. Такая санкция носит исключительный характер, поскольку ее можно применить только в отношении юридических или физических лиц, которые своими действиями:

— Создали существенную угрозу национальной безопасности, суверенитету или территориальной целостности Украины (в том числе путем вооруженной агрессии или террористической деятельности), в частности путем участия в:

  • вооруженной агрессии против Украины, ее организации, подготовке, а также государственном финансировании и материально-техническом обеспечении,
  • создании на захваченной территории Украины оккупационной администрации, государственном финансировании и материально-техническом обеспечении функционирования таких администраций,
  • принятии решения о распространении юрисдикции государства-оккупанта или любого другого государства на территорию Украины,
  • создании государством-агрессором подконтрольных ему самопровозглашенных органов власти, а также их государственном финансировании и материально-техническом обеспечении,
  • организации и проведении незаконных выборов или референдумов на временно оккупированных территориях,

или

— В значительной степени способствовали (в том числе путем финансирования) совершению таких действий другими лицами, в частности, путем:

  • содействия вооруженной агрессии против Украины, оккупации/аннексии территории Украины,
  • финансирования или материально-технического обеспечения деятельности государства-агрессора, связанной с вооруженной агрессией против Украины или оккупацией/аннексией территории Украины,
  • информационного содействия совершению действий или принятию решений, существенно угрожающих национальной безопасности, суверенитету или территориальной целостности Украины.

Также согласно этой санкции можно будет взыскать активы лиц, являющихся резидентами РФ по закону о национализации российского имущества, которое парламент принял в марте.

По новому закону взысканию в доход государства подлежат, активы:

  • непосредственно принадлежащие подсанкционному лицу;
  • хотя формально принадлежат другим лицам, но подсанкционное лицо фактически может распоряжаться.

Кроме того, по результатам такого взыскания компенсация стоимости активов не осуществляется.

Таким образом, совершение любым лицом действий, которые создают угрозу национальной безопасности Украины или способствуют совершению таких действий другими лицами, будет основанием для того, чтобы активы, прямо или косвенно принадлежащие такому лицу, подлежали взысканию в доход Украины.

Какие условия применения санкций?

Во-первых, санкции посредством взыскания активов может быть применена только в период действия военного положения. При этом если дело о применении санкции было возбуждено в период действия военного положения, но на момент его прекращения или отмены по делу не было принято окончательного решения, рассмотрение такого дела продолжится.

Во-вторых, взысканию активов обязательно предшествует их блокировка, что по закону является отдельной санкцией. Такая блокировка осуществляется на основании решения СНБО, утверждаемого соответствующим указом Президента. Важно подчеркнуть: взыскать в доход государства возможно исключительно активы, которые СНБО заблокирует после 24.05.2022, то есть после вступления в силу изменений в санкционное законодательство. Таким образом, если решение СНБО о блокировании активов было принято ранее, до вступления закона в действие, его нельзя будет использовать для дальнейшего взыскания.

Какова процедура взыскания активов в пользу Украины?

Применение санкции посредством взыскания активов осуществляется Высшим антикоррупционным судом (ВАКС) по следующей процедуре:

1. Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере взыскания в доход государства активов лиц, в отношении которых применены санкции (ЦОИВ) обращается в ВАКС с соответствующим заявлением. Пока неизвестно, какой именно орган сможет инициировать применение такой санкции, а потому этот вопрос вскоре должен быть решен.

Среди прочего, указанное заявление должно содержать перечень активов, подлежащих взысканию в доход государства, а также обоснование наличия оснований для такого взыскания.

2. ВАКС в течение 10 дней рассматривает заявление и принимает решение о применении санкции или отказе в его применении.

3. Решение ВАКС вступает в законную силу по истечении срока его апелляционного обжалования, если апелляционная жалоба не была подана.

Обжаловать же решение ВАКС можно в Апелляционной палате ВАКС в течение 5 дней с момента его провозглашения, а если лицо, подающее апелляционную жалобу, не присутствовало во время оглашения решения — в течение 5 дней со дня публикации решения на официальном веб-сайте ВАКС. Апелляционная жалоба рассматривается в течение 5 дней с момента поступления. Результатом апелляционного разбирательства может стать одно из следующих решений:

  • оставить решение ВАКС без изменений, или
  • изменить решение ВАКС, или
  • отменить решение ВАКС и принять решение.

Само же постановление Апелляционной палаты ВАКС окончательно и не подлежит обжалованию.

Если по результатам рассмотрения дела будет принято решение о взыскании активов в доход Украины, Кабмин определяет субъект, порядок и способ исполнения такого решения. Также Кабмин может передать взысканные активы во временное управление Агентству по розыску и менеджменту активов, Фонду госимущества, военным администрациям и другим субъектам.

Поэтому новый закон создает основу для изъятия подсанкционных российских активов. Он определяет, как именно Украина сможет в судебном порядке взимать находящееся под санкциями имущество, таким образом реагируя на угрозу собственной национальной безопасности.

Могут ли быть злоупотребления со стороны подсанкционного лица?

Законодатель предусмотрел определенные механизмы, которые помогут предотвращать злоупотребления со стороны подсанкционных россиян. В частности, речь идет о таких, как:

1. Арест, залог или установление активов любых ограничений или моратория, не препятствуют их взысканию в пользу Украины. Иными словами, если лицо, желая избежать взыскания, заблокирует подсанкционные активы (передаст их в ипотеку, получит судебный запрет, задокументирует арест имущества), это никоим образом не остановит взыскание.

2. Если лицо, в отношении активов которого решается вопрос о взыскании, ЦОИВ или их представители не явятся в судебное заседание независимо от причин, это не остановит рассмотрение судом дела о применении санкции.

3. Рассмотрение дела об удержании активов в доход Украины не остановится даже если лицо, в отношении активов которого решается вопрос о санкциях, инициирует искусственный судебный спор, с целью затягивания рассмотрения вопроса о санкциях.

Вместо вывода

Изменения в санкционное законодательство предусматривают новый вид санкции посредством взимания активов в доход государства, а также закрепляют механизм его применения. В то же время, несмотря на достаточно детальную процедуру принятия решения о накладывании санкций, вопрос его фактического исполнения ограничивается лишь ссылкой на полномочия Кабмина, а соответственно, требует дополнительного регулирования.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X