Запрет передвигаться по тротуарам на самокате, и другие плохие идеи нового законопроекта

9 сентября 2020, 07:30

Движение по тротуарам самокатам — запретить! Именно такое категорическое предписание содержит принятый Верховной Радой в первом чтении законопроект.

Бросить пользователей самокатов на дороги, чуть ли не под колеса автомобилистов — откровенно плохая идея, которая точно не является заботой о жизни и здоровье населения. При этом также обязали пользователей самокатов пользоваться шлемами, что такой заботой является, но малореально с точки зрения реализации. Еще одним недостатком законопроекта является отсутствие разделения самокатов других подобных устройств) на, условно, легкие и тяжелые. Последние имеют довольно мощные двигатели и носятся в темпе мопедов-скутеров. Конечно, таким место только на дорогах. Легким же, с маломощными двигателями и невысокой скоростью движения, следует разрешить движение в том числе по тротуарам. При этом константным должен быть приоритет пешехода.

Видео дня

Несколько слов о международной практике. Обычно самокаты рассматриваются именно как обеспечение малой мобильности населения, движение по тротуарам — разрешено лимитом по скорости в 20−25 км-ч). Где-то шлемы считаются обязательными, где-то нет. Не могу не заметить, что довольно сложно требовать наличие шлема для тех случаев, когда самокат берется в аренду. Для прокатных велосипедов такого требования почему-то не существует, при том, что велосипед априори быстрее и опаснее. В то же время, в нескольких городах Европы движение самокатам по тротуарам действительно запрещено: например, Амстердам и Барселона. Однако это обусловлено прежде всего наличием велодорожек, поэтому заезжать на тротуары просто нет необходимости.

А что тем временем происходит в Киеве? Городская власть продолжает показывать непонимание того, чем в действительности являются самокаты и того, что она не имеет никаких компетенций разрешать или запрещать их использование в городе. Относительно первого замечу, что самокаты — это вопрос малой мобильности населения, правильный подход к которому способен существенно улучшить проблему с пробками в городе. Плюс экология.

Актуальная позиция относительно самокатов городских властей вызывает недоумение: вместо того, чтобы радоваться и, как говорится, постоять перед выборами рядом с историей успеха, — довольно неуклюжие попытки запретить и вывезти

Относительно второго подчеркну, что до появления соответствующего законодательства самокаты не могут быть отнесены к транспортным средствам, а их использование ограничено чем-то, кроме здравого смысла, собственно, пользователей и социальной ответственности компаний-операторов вроде Болт. Кроме того, самокаты нельзя называть «элементами благоустройства» и куда-то их принудительно вывозить под предлогом нарушения соответствующих правил: по такой логике, следующий шаг — начать устранять «нежелательные элементы» в виде «брошенных» самокатов, сигвеев, моноколес и других неопределенных в законодательстве устройств.

Откровенно говоря, актуальная позиция относительно самокатов городских властей вызывает недоумение: вместо того, чтобы радоваться и, как говорится, постоять перед выборами рядом с историей успеха, — довольно неуклюжие попытки запретить и вывезти. Не хочется думать, что такое поведение сформировано под влиянием тех или иных бизнес-интересов отдельных дельцов.

Позиция правительства по поводу самокатов должна быть такой: как можно скорее урегулировать вопрос с обеспечением баланса интересов всех сторон. Я буду предлагать внести следующие поправки в законопроект перед его рассмотрением во втором чтении:

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
  • Предусмотреть разделение персонального электротранспорта на легкий и тяжелый, разделение на 1 кВт; тяжелый объективно приравнять к мопедам-скутерам;
  • Для легких, определить приоритетность участков улично-дорожной сети: по велосипедным дорожкам; если нет велосипедных дорожек или по ним невозможно передвигаться — по тротуарам, пешеходным дорожкам, пешеходным зонам или по обочине; а в случае их отсутствия или невозможности двигаться по ним — по краю полосы для движения общественного транспорта; а в случае ее отсутствия — по краю проезжей части
  • Предусмотреть безусловную приоритетность движения пешеходов при движении по тротуару и/или другим участкам дороги, на которых разрешено движение пешеходов
  • Определить основные правила остановки, стоянки, парковки персональных видов электротранспорта
  • Для тяжелых — движение по дорогам, регистрация и удостоверения категории А1

Городам же следует направить энергию на развитие инфраструктуры, которая бы сделала передвижение по улицам удобными для различных категорий пользователей. Кажется, только такой подход, вместе с развитием общественного транспорта, способен реально решить проблему с пробками и сделать город современным и комфортным.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X