Вопросы выживания государства и бизнеса. Что важно сделать перед тем, как менять налоги

4 сентября, 08:46
Эксклюзив НВ

Дискуссия об оптимальных ставках налогов, которые выгодны как государству, так и бизнесу, ведется в Украине годами. Однако эта дискуссия должна проводиться после, а не вместо решения вопроса с администрированием налогов и таможенных платежей.

В начале полномасштабной войны парламент сделал несколько шагов по сокращению налоговой нагрузки — де-факто распространил «упрощенку» на любой бизнес, отменивший налоги на импорт (которые позже пришлось возвращать), снизил акцизы на горючее. Такие изменения ощутил не только бизнес, но и государственный бюджет, дефицит которого в основном закрывался печатанием денег Нацбанка. Это стало одним из факторов высокой инфляции, которая в июле составила 22,2% год к году.

Видео дня

Неудивительно, что давняя дискуссия о том, какова должна быть налоговая система, чтобы, с одной стороны, не навредить бизнесу, а с другой — позволять государству финансировать необходимые расходы, разгорелась с новой силой. При этом главным аргументом сторонников радикального снижения ставок налогов является ожидаемая детенизация бизнеса — высокие налоговые ставки заставляют предпринимателей оставаться в «тени».

И это действительно ли так? Давайте разберемся.

Из 14 налогов, уплачиваемых предприятиями, больше всего влияют на финансовый результат, и соответственно, инвестиционные решения налога на прибыль, ЕСВ и НДФЛ. Два последних часто воспринимаются не как налог на труд, а как расход предприятия. Они повышают расходы компаний по самой большой статье расходов — оплате труда — по меньшей мере на 40%. В последние годы массовой трудовой миграции в Польшу и другие страны предприятия были вынуждены повышать зарплату, дабы удержать квалифицированные кадры еальная зарплата в 2021 году была на 30% выше, чем в 2018-м; номинальная зарплата выросла во всех секторах — рис. 1).

Рисунок 1. Номинальная средняя зарплата по секторам, грн в месяц (штатные работники юрлиц, в которых более 10 работников)

При недостаточном уровне доходов повышение зарплаты часто происходило за счет схем по «экономии» на налогах. Теоретически компании могли бы закладывать эти расходы в цену товара и сохранять привлекательную для инвестора маржу прибыли. Однако на практике в таком случае многие товары не выдержали бы ценовой конкуренции с импортом или крупными корпорациями, имеющими доступ к инвестициям, лучшие технологии, а следовательно, низкие операционные затраты на единицу продукции.

Теневые схемы оптимизации налогов, а также «серый» импорт создают во многих секторах неравную ценовую конкуренцию. Это сдерживает новых инвесторов, которым придется конкурировать с товарами, цена которых «оптимизирована» за счет «схем», сужает конкуренцию и тормозит экономическое развитие.

Вторая большая причина схем — это ценовое соревнование с импортом, получающим дотации от своих правительств. Здесь был определенный прогресс: дотации от украинского правительства побуждали производителей в этих секторах выйти из тени, что произошло, например, в агробизнесе. А программа «5−7−9» повысила возможности украинских производителей по ценовой конкуренции с импортом.

Наконец быть в тени — это не всегда о выживании. Теневые схемы часто формируют сверхприбыли, на фоне которых расходы на коррупцию выглядят умеренными. Сверхприбыли особенно заметны сегодня за большим парком люксовых авто с переместившимися в Европу украинскими номерами, «излучающими достаток» среди малолитражек тамошнего среднего класса. К сожалению, в Украине уклонение от налогов не стало аморальным явлением.

Что изменилось в экономике с начала полномасштабной войны?

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X