Самострои в Украине: сносить нельзя оставлять

29 октября 2019, 14:00

Как предотвратить незаконные самострои и что делать с уже существующими

С развитием новейших технологий и уменьшением места и природных ресурсов, к главным человеческим грехам можно было бы дописать еще несколько актуальных. Например, самострои. Ведь если ты счастливый обладатель жилой недвижимости, иногда трудно удержаться от соблазна достроить на балконе или крыше дополнительную комнату. В результате, мы становимся свидетелями тотально абсурдных вещей, когда к фасадам долепливают балконы или возводят всю квартиру на крыше дома. Так как предотвратить незаконные самострои и что делать с уже существующими?

Видео дня

История о самострое на Софиевской 1, который втулили на фасаде одного из наиболее видимых домов в Украине, стала «вишенкой на торте» в списке украинских незаконных пристроек. Поступок идеолога этого строительства стал вызовом для всего законопослушного и здравомыслящего общества. Ведь нарушать закон в вопросе самостроев — это не просто творить безвкусицу и портить вид дома или улицы, это, в первую очередь, подвергать себя и других опасности. Поскольку гарантии того, что прилепленный к фасаду балкон однажды не сорвется на голову тех, кто под ним ходит — нет.

Как же понять, что из десятков тысяч пристроек по Украине самовольное строительство, а что — нет

Предлагаю обратиться к законодательству. Статья 76 Гражданского Кодекса сообщает: «Под самовольным строительством понимается жилой дом, здание, сооружение, другое недвижимое имущество, если они построены или строятся на земельном участке, не отведенном для этой цели, или без надлежащего разрешения или должным образом утвержденного проекта, или с существенными нарушениями строительных норм и правил». То есть, крыша дома, который уже сдался в эксплуатацию, не является местом, на котором можно строить. И, прогнозируемо, недоэтаж на ул. Софийской, 1, который уже успел наделать шума — потенциально незаконной. В этом случае законность горе-пристройки должен определить Департамент по вопросам государственно архитектурно-строительного контроля КГГА (собственно, на прошлой неделе и получивший соответствующее указание от ГАСК). Там и выяснят: кто, когда и при каких обстоятельствах построил эту беду.

Конечно, такие резонансные случаи с незаконными самостроями всегда имеют свою развязку из-за прикованного внимания общества. И все же выработать системное решение таких вопросов было бы не плохо. Речь идет не о разгребании последствий, а о предупреждении проблем и мониторинге сложившейся ситуации. Поэтому на прошлой неделе депутаты Верховной Рады договорились совместно со столичной властью разработать стратегию эффективной борьбы с незаконными застройками не только в Киеве, но и по всей Украине.

Работать на опережение

Решение проблемы с самовольно построенными объектами необходимо рассматривать комплексно: во-первых, необходимо предусмотреть в законодательстве меры во избежание таких случаев в будущем. Ведь лучше предотвращать, чем устранять последствия тому же, снос стоит гораздо больше) во-вторых, непосредственно отработать действенный механизм сноса самовольно построенных объектов.

Что касается мер, то их условно можно разделить на несколько блоков. Итак, что мы можем сделать.

Для начала можно внести изменения в законодательство, например, в сфере усиления ответственности за самовольное строительство. Ведь сегодня штраф за выполнение строительных работ без получения права на их выполнение составляет от 72 252 грн до 1 млн 806 тыс. 300 грн для субъектов хозяйствования и от 8500 грн до 51 000 грн для физических лиц.

А теперь представьте, что взыскание штрафа происходит в зависимости от количества дней, в течение которых продолжается нарушение. Тогда речь шла бы о гораздо больших суммах штрафов. В то же время, нам бы не помешало усовершенствовать привлечение к ответственности за длящиеся правонарушения (например, предоставить возможность повторного взимать штрафы за не снос либо не перестройку самовольного объекта).

Вторым блоком изменений в законодательство может стать общественный контроль и контроль архстройинспекции. Для обеспечения этого пункта государство должно обеспечить прозрачность информации о разрешительных документах на проведение строительных работ и упростить порядок уведомления органов архстройнспекции о самовольном строительство. Кстати, первый шаг к такой прозрачности мы сделали на прошлой неделе, когда 17 октября приняли Закон № 1081. Им предусмотрено радикальное реформирование ДАСИ и создание Единой государственной электронной системы в сфере строительства. На этом портале будет открыт доступ ко всей информации о всем разрешениям на строительство. Кроме того, через него можно будет сообщить и о самострое (сервисы станут доступны уже с 1 декабря 2020 года).

Сейчас же общественный контроль может осуществляться в рамках действующего законодательства. В соответствии с Законом «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» вспомогательные помещения (чердаки, подвалы и т. п.) считаются общей собственностью владельцев квартир. Следовательно, жители могут проверить по данным Госреестра вещных прав на недвижимое имущество, не выбыло ли общее имущество (чердак, подвалы и т. п.) из совместной собственности. Если такие случаи выявлены, необходимо обратиться в суд или в Комиссию по рассмотрению жалоб в сфере государственной регистрации, которая действует при Министерстве юстиции Украины.

И еще один блок изменений, который следовало бы внести в законодательство: надлежащий учет памятников культурного наследия и зон их охраны. По статистическим данным Минкульта, по состоянию на конец 2017 года, общее количество памятников культурного наследия в Украине составляло 129 776 памятников. Из них только 8387 внесены в Госреестр недвижимых памятников, а охранные зоны установлены только вокруг 12 058 памятников и 2735 комплексов (ансамблей). Кроме того, информация об объектах культурного наследия, имеющих статус только что выявленных, и которые защищены законом, вообще закрыта и не обнародуется. Все это свидетельствует о незащищенности объектов культурного наследия и их уязвимости перед незаконными вмешательствами. Поэтому государство должно внедрить электронный госреестр для учета таких объектов и наладить его взаимодействие с Единой электронной системой в сфере строительства, о которой я писала выше.

Система, не работает

А пока в Украине настраивают адекватную систему предотвращения возведения самостроев, расскажу о «механизме сноса» уже существующих. Почему я написала в кавычках? Потому что сегодня однозначно действенного процесса нет и в основном решения суда об уничтожении определенных объектов не выполняются.

Существуют лишь единичные успешные примеры как, например, во Львове или Десятинном переулке в Киеве. Дело в том, что в соответствии с Законом «О регулировании градостроительной деятельности» в случае выявления факта самовольного строительства объекта, перестройка которого невозможна, в Госархстройконтроле выдают предписание с требованием устранить нарушения в определенные сроки. И если этого не сделали, госархстройконтроль подает в суд о сносе самостроя. Конечно, дело может рассматриваться очень долго, и не факт, что решение суда будет положительным. Именно поэтому так важно предотвращать проблемы, а не тонуть в последствиях. Уверена, справимся.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X