Какой будет бьюти-индустрия после карантина

16 мая 2020, 09:00
Цей матеріал також доступний українською

Удар от коронакризиса ощутили все: от крупных клиник до частных специалистов из отрасли. Но если быстро адаптироваться к новым реалиям и трендам, этот удар может стать толчком для движения вперед

На днях в ленте Facebook попалось фото шуточного датского дорожного знака. В переводе надпись гласит: «Осторожно! Агрессивные женщины на пути к парикмахеру». И это тот случай, когда в шутке — лишь доля шутки. Ведь в Дании, которая одной из первых в Европе начала постепенный выход из карантина, этот знак сейчас более чем актуален. С конца апреля в стране возобновили работу предприятия бьюти-индустрии — и можно не сомневаться, что запись у них на недели вперед.

Видео дня
Уже сейчас задуматься над тем, как стать первыми в посткарантинной бьюти-гонке, стоит не только клиентам, но и игрокам рынка (Фото: FB-страница Anna Yudin)
Уже сейчас задуматься над тем, как стать первыми в посткарантинной бьюти-гонке, стоит не только клиентам, но и игрокам рынка / Фото: FB-страница Anna Yudin

В Украине складывается похожая ситуация. Но игрокам рынка не стоит расслабляться и думать, что после того, как будут решены главные бьюти-вопросы, накопившиеся за два месяца самоизоляции, первоначальный поток клиентов останется таким же мощным, а их запросы автоматически вернутся к прежним, докарантинным показателям.

Нельзя отрицать — COVID 19 кардинально изменил правила игры на бьюти-рынке. И теперь выиграют в этом бизнесе те, кто первыми сумеет в них разобраться и, соответственно, к ним адаптироваться.

То, что кризис не только отбирает, но и дает — в первую очередь, дает новые возможности для развития, — доказывает пример 2008 года. Девальвация гривни сильно ударила по бьюти-индустрии, но, справившись с последствиями кризиса, именно тогда эстетическая медицина в Украине начала рост, который до недавнего времени был беспрерывным.

Не будет преувеличением сказать, что с кризисом такого масштаба, как сегодня, сфера косметологии и эстетической медицины не сталкивалась никогда — не только в Украине, но и во всем мире. И локальную бьюти-индустрию следует рассматривать в глобальном контексте, ведь их объединяют общие тренды отрасли и настроения потребителей.

Лучше всего этот контекст объясняют факты и цифры. Вот — наиболее показательные.

  • Индустриальные ивенты. Все значимые мировые конгрессы и выставки, запланированные на первую половину 2020-го, были перенесены или отменены. Так, крупнейшую выставку производителей косметики, сырья и упаковки — Cosmoprof Worldwide Bologna, ежегодно проводимую в марте в Италии, — перенесли на весну-2021. А самый престижный конгресс по эстетической и антиэйдж-медицине AMWC, который в апреле собирает в Монако тысячи ведущих дерматологов и антиэйдж-специалистов, в 2020-м состоится в ноябре.

  • Производство косметики. Большинство производителей сократили мощности до 30%, а некоторые и вовсе приостановили работу на период самоизоляции. Помимо этого, закрытые границы и карантинные меры в разных странах влияют на доступ к сырью. А если поставки невозможны в полном объеме, то за этим может последовать изменение рецептур и выведение некоторых позиций из ассортимента. Как повлияют эти факторы в комплексе? Отразятся на сроках поставках продукции, вероятно приведут к ее удорожанию, а также могут изменить методы работы специалистов, вынужденных подбирать новые схемы из изменившихся линеек или же — обращаться к брендам, с которыми раньше не работали.

  • Работа бьюти-специалистов на местах. Бьюти-индустрия завязана на физическом взаимодействии и, закономерно, что режим самоизоляции свел возможности для традиционной работы специалистов практически к нулю. В Великобритании агентство Hamilton Fraser Cosmetic Insurance опросило более тысячи косметологов и выяснило, что почти 100% предприятий ощутили негативные последствия пандемии. В Украине таких исследований нет, но и так очевидно: вся индустрия приостановила работу. По оценкам различных экспертов, в целом выручка в отрасли снизилась минимум на 67%, а максимум — на 90%, что в итоге привело к среднему сокращению доходов на 86%.

Послабление карантинных мер с 12 мая — когда разрешили работу парикмахерских и салонов красоты (по предварительной записи и не более одного клиента на каждую услугу одновременно; с требованием санитарной обработки или кварцевания рабочего места после каждого клиента) — специалисты отрасли встретили со вздохом облегчения. Но в то же время — с настороженностью, ведь профессионалам очевидно: так, как раньше, уже не будет.

А как же будет? Это — самый интересный и пока открытый вопрос, ответ на который, тем не менее, начинает просматриваться. В бьюти-индустрии формируются тренды, которые будут определять ее развитие, как минимум, на ближайшие несколько лет вперед. Итак, что же это за тренды.

1. Фокус на домашний уход

Это — естественное следствие самоизоляции: когда появилось больше времени для ухода за собой, и при этом — стала выше потребность в нем, ведь долгое сидение в четырех стенах не лучшим образом влияет на состояние кожи. И с отменой карантина self-care-подход глобально не сдаст позиций.

Большинство производителей косметики сократили мощности до 30%, а некоторые и вовсе приостановили работу на период самоизоляции

Во-первых, новая бьюти-рутина вошла в привычку, во-вторых — пошатнувшееся финансовое положение может не позволить сразу вернуться к привычным докарантинным салонным бьюти-процедурам. Кем становится врач-косметолог в такой ситуации? Играющим тренером. Его задача — показать, как правильно ухаживать за собой: посоветовать косметику, проинструктировать, предложить долгосрочную бьюти-программу — научить быть «самому себе косметологом».

Стратегия может показаться проигрышной: мол, а зачем нужен косметолог, если все всё умеют сами? Но это — на первый взгляд. Ведь self-care-практики в полной мере не заменят услуг профессионалов и специально оборудованных клиник. И чем больше клиент будет посвящен в тонкости процедур, тем лучше будет это сознавать. А еще, благодаря помощи и поддержке, оказанной в трудной ситуации, формируется лояльность и доверие — лучшая основа долгосрочных отношений.

2. «Кабинет в смартфоне»

Этот тренд — своеобразное продолжение первого и отражение общей тенденции к переходу в онлайн, характерной в карантин для многих индустрий. Да, виртуализировать можно не все, но есть типы консультаций, не требующих посещения клиники или салона.

Например, объективная оценка состояния кожи, подбор профессиональных косметических средств, составление индивидуальной программы, рекомендации по выбору процедур и пр. Для врачей-косметологов такой «кабинет в смартфоне» — шанс расширить пул клиентов, а для клиентов — свобода от географической привязки и экономия времени. Сплошной win-win, который, останется актуальным и дальше.

3. Качество, качество и еще раз качество

Пандемия стимулировала тренд на заботу о здоровье — своем и близких — как о главной ценности. Да, говорят, что здоровье за деньги не купишь. Но понятно, что качественные сертифицированные средства, которые стоят столько, сколько они должны стоить, — это куда эффективнее и полезнее, чем более дешевые условные «ноунеймы» или разрекламированные «корейцы» с загадочными иероглифами в составе. Чем сильнее тренд на заботу о себе — тем очевиднее для людей важность использования именно высококлассной косметики. И задача специалиста — помочь разобраться в разнообразии безопасных эффективных инновационных продуктов для здоровья кожи. Важно отметить, что при выборе особое внимание нужно обращать на соответствие именно европейским стандартам, что подразумевает контроль качества по системе GMP (Good Manufacturing Practices).

4. Дистанционное обучение

Вынужденный простой предоставил время для обучения. И рынок ответил на спрос предложением: сегодня есть вебинары для любого уровня — от базового до экспертного, и на любую тематику — включая даже анатомические курсы, ранее доступные только при личном присутствии. Здесь бьюти-специалисты сами оказываются в положении клиента, который всегда прав, и ставят перед брендами и дистрибуторами задачу максимально адаптировать их обучающие программы под онлайн-формат. После карантина бьюти-обучение не перейдет в 100% диджитал, но скорее будет иметь место гибридный формат — онлай + оффлайн. И выиграет тот, кто сумеет использовать его эффективно.

5. Онлайн-продажи

Для профессиональной косметики — из-за особых требований к ее хранению и транспортировке — онлайн-продажи всегда были проблемной темой. Но COVID 19 внес коррективы и здесь. Сейчас интернет-продажи налажены и происходят по такой схеме: верификация специалистов проходит онлайн, а доставка осуществляется дистрибуторами с использованием собственных ресурсов или хорошо зарекомендовавших себя транспортных компаний, гарантирующих соблюдение условий перевозки косметики и инъекционных препаратов. Но, как и в случае с обучением, о полной посткарантинной диджитализации речь не идет: все-таки потребителю сложно составить комплексное представление о свойствах и качестве косметики, не ознакомившись с ней вживую.

Что можно сказать, подводя итоги? Некоторые клиники Украины сейчас ведут активную запись. И параллельно — меняют маркетинговую стратегию, ценовую политику, программы лояльности, чтобы найти баланс между интересами клиентов и бизнеса. Все понимают — восстановление бьюти-сферы не будет быстрым.

Сегодня она стоит на пороге больших перемен. И чтобы в долгосрочной перспективе они пошли на пользу, бизнесу нужно быть гибким, оперативным и адаптивным. Суметь взять из карантинного периода те новые практики и тренды, которые доказали свою эффективность и востребованность, — и внедрить их в посткарантинную жизнь. Откорректировать стратегию под изменившиеся потребности аудитории. Давать ей именно то, чего она хочет и в чем нуждается.

Можно сказать, что в каком-то смысле из-за карантина самоочистилась не только природа, но и индустрия. COVID 19 показал игрокам рынка сильные и слабые стороны их бизнеса, что повлияет на улучшение качества услуг и сервиса. Да, борьба за клиентов усилится, но те, кто ее выдержит, — станут сильнее, лучше и востребованее.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X