Крест снимите или трусы оденьте

0 комментировать
Украинцы часто говорят о желании перемен, но готовы ли они к ним? Понять это сложно

На днях вся страна наблюдала за Николаем Мартыненко, которого задержало Антикоррупционное бюро по нескольким «тяжелым» эпизодам. Но что произошло в итоге? За него вступились не только министры и депутаты, но и президентская вертикаль.

Еще пример. В прошлом году Нацбанк ограничил наличные расчеты суммой 50 тыс. гривен. Странно было читать среди прочих комментариев мнения «экономических» журналистов об ущемлениях прав и свобод трудящихся. Когда я рассчитывался в лондонском супермаркете купюрой 50 фунтов стерлингов, на меня таращилась вся очередь – что за богач здесь чудит?! За наличные в Британии покупают разве что газеты и фрукты на улице, хотя и эти лавки имеют карточные терминалы. В чем проблема заплатить 50, 100 и больше тысяч гривен картой или со своего счета в банке? Или нет ответа на вопрос, где ты взял эти деньги? Так о какой прозрачности вы пишете в своих постах в Фейсбуке?

Такие же чувства возникают, глядя на обсуждение программы киевской мэрии по демонтажу нелегальных газовых заправок. «Почему мы должны стоять в очередях за газом на оставшихся станциях», – ворчат водители. «Не трогайте малый и средний бизнес! Сохраним рабочие места!» – пишут на транспарантах купленные нелегалами титушки перед КМДА и Верховной Радой. Это же орут во все микрофоны «неподкупные» политики.

Давайте разберемся. Автовладельцы и я в их числе негодуют по поводу ужасных дорог. Но откуда возьмутся нормальные дороги, если в бюджете нет денег. Живой пример: в 2016 году киевский бюджет недополучил 500 млн грн акциза с розничной продажи сжиженного газа. А не заплатили эти деньги преимущественно нелегальные газовые заправки – в столице их 350, тогда как легальных или почти легальных – 80. Вспомните, дают ли вам чек на «подзаборной» заправке? Нет, а значит, с уплаченных вами денег налогов в казну не будет.

Но и это еще не все. Нелегальными эти станции являются потому, что под ними нет законно приобретенной или взятой в аренду по целевому назначению земли. Это обычный самозахват. По расчетам киевских чиновников, в среднем 350 станций должны были заплатить городу 70 млн грн арендной платы в год. Сколько же столичная земля принесла бы бюджету общины в случае продажи, сложно даже представить.

Далее. Про уничтоженные рабочие места. Чистая манипуляция, ведь официального трудоустройства в нелегальном бизнесе не бывает. А налоги на зарплату – мощный канал дохода местных бюджетов. Акцизы не платят, налоги на зарплату – тоже. Скажите, зачем такой бизнес нужен городу и стране?

Но проблема не только в самих нелегалах. Они отравляют окружающую бизнес-среду. Не сильно ошибусь, если скажу, что свой «вклад» в недоплату упомянутых 500 млн грн акциза внесли и большие сети АЗС. У многих из них не было другого выхода: или ты не платишь налоги или теряешь рынок, а потом уходишь. Что вы там говорили об украинском инвестклимате?

Сегодняшние очереди за газом в столице отчасти нелегалами и спровоцированы. В 2016 году объемы бензина и сжиженного газа на транспорте сравнялись. А в Киеве газа уже давно продается больше – это один из центров потребления газомоторного топлива в стране. Но что мы видим на стационарных АЗС, которые сегодня приняли на себя всю тяжесть обеспечения рынка: на 10-20 заправочных пистолетов под бензин приходится в лучшем случае два раздаточные рукава под отпуск пропан-бутана. «Как мы могли развивать торговлю газом, если она вся ушла к подзаборникам? Эти вложения никогда бы не окупились», – рассказал мне один из совладельцев крупной сети АЗС. После того, как киевские власти ликвидировали «газовых» нелегалов, он планирует расконсервировать планы по установке дополнительных колонок под LPG.

«Не знаю, что теряет город и госбюджет, а мне эти газовые модули позволяли экономить живую гривну на литре!», – нередко можно услышать и такое мнение, притом в исполнении вполне адекватных людей. И это понять можно. Но как понять утрату людьми элементарного инстинкта самосохранения. Каждая заправочная станция относится к объектам повышенной пожароопасности и подлежит усиленному контролю со стороны большого перечня служб. Если объект нелегальный, его никто не проверяет – он же нигде не зарегистрирован. Визуального обследования часто достаточно, чтобы поставить диагноз многим киевским «бочкам». Но это никого не останавливает: гривня на литре вызывает слепоту и притупляет инстинкты. Хотя скорее всего многие просто не представляют таящейся опасности. Газ, взорвавшийся на заправке БРСМ в Переяславе-Хмельницком три года назад, унес жизни пяти человек. Как выяснилось после, заправка не была введена в эксплуатацию, а при строительстве и эксплуатации были нарушены практически все нормы. И это был большой комплекс, что уже говорить о киевских подзаборниках, где не ступала нога проверяющего.

Киевские власти затеяли большой проект и показали сильную руку, которую так многие хотели бы видеть в Украине. Город получит деньги, которые должны помочь в создании благ для киевлян. Топливная сеть столицы станет безопасней и цивилизованней. А тем, кому это не нравится, пора, как в том анекдоте, или крестик снять или трусы одеть.
Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: