Бизнес-модели компаний в годовых отчетах

0 комментировать
О чем компании Metinvest, Kernel, Ferrexpo и Ovostar сообщили инвесторам

Завершился отчётный период и публичные компании принялись за подготовку корпоративных документов за 2016 год. Профессиональный интерес к финансовым и нефинансовым данным возникает обычно у аналитиков, проводящих обзоры и формирующих прогнозы по компаниям и отраслям.

Хотят ли изучать годовые отчеты и формировать мнение об украинских компаниях инвесторы и бизнес-партнеры?

Исключаем сегмент отчетов для НКЦБФР, комментарии по которому излишни. Но даже Annual Reports украинских компаний, которые готовятся для иностранных пользователей, в себе содержат много формализма, не делая их полностью понятными и прозрачными как для инвестиционного сообщества, так и для других участников рынка – покупателей, поставщиков, сотрудников самих компаний.

Было интересно взглянуть на отдельные разделы Annual Reports ряда компаний. В частности, на «Бизнес Модель», которая по мнению инвесторов, является фундаментальной для инвестиционного анализа и понимания перспектив развития компаний.

Согласно опросу FRB*, 19 компаний размером от AIM до FTSE100 и 38 членов британского инвестиционного сообщества, инвесторы больше всего интересуются в бизнес-моделях: драйверами доходов и прибыли, ключевыми рынками и рыночными сегментами, конкурентными преимущества и т.д. Многие инвесторы хотят знать о прямых угрозах и рыночных долях компаний. Некоторые ожидают раскрытие информации о культуре и ценностях, инвестиционных планах, ROE, ROA.

Насколько бизнес-модели, представленные в корпоративной отчетности украинских компаний за 2015 год, соответствуют ожиданиям европейских инвесторов?

Metinvest

https://www.metinvestholding.com/ru/investors/reports

1. Дизайн Annual Report на высоком уровне.

2. Примерно 70 % раздела «Бизнес-модель» посвящено цели и основам создания стоимости для акционеров, не кастомизировано и может подойти для сотни других компаний.

3. Перечень готовой продукции подан простой инфографикой без какой-либо взаимоувязки с другой важной информацией.

4. Описание бизнес-модели выполнено формально и требует доработки, чтобы удовлетворить ожидания инвесторов.

Ferrexpo

http://www.ferrexpo.com/system/files/uploads/financialdocs/ferrexpo-annual-report-2015.pdf

1. Доступно подано описание деятельности компании.

2. Кратко и понятно описаны конкурентные преимущества, ресурсы и способы достижения результатов с их помощью.

3. Присутствует взаимосвязь с другими разделами Annual Report через ссылки.

4. Отсутствует юридическая структура, а также структура ключевых дивизионов, участвующих в создании экономической стоимости. В бизнес-модели не хватает схемы монетизации, финансовых и операционных показателей на ключевых этапах.

5. Не поданы данные о рыночном положении, доли на рынке, сегментах и типе потребителей.

6. Отсутствуют KPI.

Kernel

http://www.kernel.ua/media/uploads/library/16/12/KERNEL_FY2016_Annual_Report.pdf

1. Сбалансированная подача бизнес-модели на одной странице. Кратко, понятно и с количественными показателями подана информация о ключевых бизнес-процессах.

2. Отличный дизайн всего отчета и раздела «Бизнес-модель» в частности.

3. Не хватает KPI и их взаимосвязь со стратегией.

4. Четко не идентифицированы драйверы дохода и прибыли.

5. Нет взаимоувязки параметров бизнес-модели с другими разделами Annual Report.

6. Отсутствует описание параметров рынков сбыта, а также механизма удержания рыночных позиций.

Ovostar

http://www.ovostar.ua/data/file/financial_reports/ovostar_union_nv_annual_report_2015.pdf

1. Бизнес-модель дает общее понимание деятельности компании c указанием мощности производственных дивизионов.

2. Не указано, как структурирована компания.

3. Не определены конкурентные преимущества и что отличает компанию от других на рынке потребления (кроме «высокого качества продукции благодаря вертикальной интеграции»)

4. Не указаны ключевые драйверы и элементы бизнес-модели, а также их связь со стратегией, рисками и KPI.

5. Не описано, как компания создает стоимость для акционеров.

6. Не раскрыты рынки, на которых работает компания, ключевые сегменты и потребители. Не определены риски высокой рыночной концентрации.

7. Низкий уровень дизайна всего отчета.

Большинство бизнес-моделей украинских компаний, отображенных в корпоративных отчетах, имеют общие признаки – сделаны формально и не нацелены на удовлетворение требований инвесторов. Поданной информацией не стараются привлечь внимание заинтересованных сторон, поскольку готовятся в основном публичными компаниями с пройденными этапами первичного размещения.

Правильно раскрытая бизнес-модель дает основу для оценки разработанной стратегии и ее адекватности для достижения KPI, как со стороны потенциальных инвесторов, так и бизнес-партнеров.

_______________

*The Financial Reporting Lab (FRB) - подразделение Британского Совета по финансовой отчетности (FRC).


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: