Бизнес-модели компаний в годовых отчетах

0 комментировать
О чем компании Metinvest, Kernel, Ferrexpo и Ovostar сообщили инвесторам

Завершился отчётный период и публичные компании принялись за подготовку корпоративных документов за 2016 год. Профессиональный интерес к финансовым и нефинансовым данным возникает обычно у аналитиков, проводящих обзоры и формирующих прогнозы по компаниям и отраслям.

Хотят ли изучать годовые отчеты и формировать мнение об украинских компаниях инвесторы и бизнес-партнеры?

Исключаем сегмент отчетов для НКЦБФР, комментарии по которому излишни. Но даже Annual Reports украинских компаний, которые готовятся для иностранных пользователей, в себе содержат много формализма, не делая их полностью понятными и прозрачными как для инвестиционного сообщества, так и для других участников рынка – покупателей, поставщиков, сотрудников самих компаний.

Было интересно взглянуть на отдельные разделы Annual Reports ряда компаний. В частности, на «Бизнес Модель», которая по мнению инвесторов, является фундаментальной для инвестиционного анализа и понимания перспектив развития компаний.

Согласно опросу FRB*, 19 компаний размером от AIM до FTSE100 и 38 членов британского инвестиционного сообщества, инвесторы больше всего интересуются в бизнес-моделях: драйверами доходов и прибыли, ключевыми рынками и рыночными сегментами, конкурентными преимущества и т.д. Многие инвесторы хотят знать о прямых угрозах и рыночных долях компаний. Некоторые ожидают раскрытие информации о культуре и ценностях, инвестиционных планах, ROE, ROA.

Насколько бизнес-модели, представленные в корпоративной отчетности украинских компаний за 2015 год, соответствуют ожиданиям европейских инвесторов?

Metinvest

https://www.metinvestholding.com/ru/investors/reports

1. Дизайн Annual Report на высоком уровне.

2. Примерно 70 % раздела «Бизнес-модель» посвящено цели и основам создания стоимости для акционеров, не кастомизировано и может подойти для сотни других компаний.

3. Перечень готовой продукции подан простой инфографикой без какой-либо взаимоувязки с другой важной информацией.

4. Описание бизнес-модели выполнено формально и требует доработки, чтобы удовлетворить ожидания инвесторов.

Ferrexpo

http://www.ferrexpo.com/system/files/uploads/financialdocs/ferrexpo-annual-report-2015.pdf

1. Доступно подано описание деятельности компании.

2. Кратко и понятно описаны конкурентные преимущества, ресурсы и способы достижения результатов с их помощью.

3. Присутствует взаимосвязь с другими разделами Annual Report через ссылки.

4. Отсутствует юридическая структура, а также структура ключевых дивизионов, участвующих в создании экономической стоимости. В бизнес-модели не хватает схемы монетизации, финансовых и операционных показателей на ключевых этапах.

5. Не поданы данные о рыночном положении, доли на рынке, сегментах и типе потребителей.

6. Отсутствуют KPI.

Kernel

http://www.kernel.ua/media/uploads/library/16/12/KERNEL_FY2016_Annual_Report.pdf

1. Сбалансированная подача бизнес-модели на одной странице. Кратко, понятно и с количественными показателями подана информация о ключевых бизнес-процессах.

2. Отличный дизайн всего отчета и раздела «Бизнес-модель» в частности.

3. Не хватает KPI и их взаимосвязь со стратегией.

4. Четко не идентифицированы драйверы дохода и прибыли.

5. Нет взаимоувязки параметров бизнес-модели с другими разделами Annual Report.

6. Отсутствует описание параметров рынков сбыта, а также механизма удержания рыночных позиций.

Ovostar

http://www.ovostar.ua/data/file/financial_reports/ovostar_union_nv_annual_report_2015.pdf

1. Бизнес-модель дает общее понимание деятельности компании c указанием мощности производственных дивизионов.

2. Не указано, как структурирована компания.

3. Не определены конкурентные преимущества и что отличает компанию от других на рынке потребления (кроме «высокого качества продукции благодаря вертикальной интеграции»)

4. Не указаны ключевые драйверы и элементы бизнес-модели, а также их связь со стратегией, рисками и KPI.

5. Не описано, как компания создает стоимость для акционеров.

6. Не раскрыты рынки, на которых работает компания, ключевые сегменты и потребители. Не определены риски высокой рыночной концентрации.

7. Низкий уровень дизайна всего отчета.

Большинство бизнес-моделей украинских компаний, отображенных в корпоративных отчетах, имеют общие признаки – сделаны формально и не нацелены на удовлетворение требований инвесторов. Поданной информацией не стараются привлечь внимание заинтересованных сторон, поскольку готовятся в основном публичными компаниями с пройденными этапами первичного размещения.

Правильно раскрытая бизнес-модель дает основу для оценки разработанной стратегии и ее адекватности для достижения KPI, как со стороны потенциальных инвесторов, так и бизнес-партнеров.

_______________

*The Financial Reporting Lab (FRB) - подразделение Британского Совета по финансовой отчетности (FRC).

Журнал НВ
по специальной цене

Подписка на журнал Новое Время до конца ноября дешевле на 100 грн! Подпишитесь сейчас на 12 месяцев всего за 559 грн.

Оформить подписку
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: