Бегать должны данные, а не люди

0 комментировать
Как уменьшить количество общения с госорганами и забыть о ксерокопиях документов

Недавно проведенное исследование Состояние и перспективы развития государственных информационных ресурсов стало первой за время независимости попыткой постановки проблемы в контексте эффективности функционирования государственных реестров. Впервые Украина провела инвентаризацию электронных реестров, и мы получили огромный объём информации, который позволит быстрее и эффективнее совершить переход от бюрократии к современной модели взаимодействия государства и гражданина через интернет. Даже посчитать точное количество реестров сегодня невозможно, потому что само определение реестра не урегулировано законодательно. Общее количество реестров, о которых была собрана детальная информация, составляет 135, из которых основательно мы проанализировали 23 наиболее востребованных. Эта работа проведена в рамках проекта Прозрачность и подотчетность в государственном управлении и услугах, который финансируется правительствами США и Великобритании.

Впервые подсчитано, что содержание одного реестра обходится государству приблизительно в 21 млн грн. в год. Но если в масштабах страны чрезмерная зарегулированность является проблемой, то в отрасли электронных ресурсов мы видим наоборот недорегулированность, что привело к хаотичному созданию реестров. Сравнение лишь двух реестров (Единого государственного демографического реестра и Государственного реестра актов гражданского состояния граждан) показало, что данные в них дублируются на 80%. Большое количество дублирования обусловлено тем, что на протяжении долгого времени каждое ведомство, как отдельное княжество, накапливало отдельный массив информации в своих реестрах. До сих пор нормативно не определен перечень базовых государственных реестров, которые должны стать основой для системы электронных сервисов, и никак не ограничен процесс создания новых реестров, содержащих информацию, которая уже где-то есть.

Для унификации взаимодействия между реестрами мы планируем уже в этом году создать национальную систему электронного взаимодействия государственных информационных ресурсов (так называемой интероперабельности), которая предоставит единые стандарты обмена данными между государственными органами. Необходимо принять целый пакет нормативно-правовых документов для того, чтобы стандартизировать создание государственных информационных ресурсов и урегулировать принципы их функционирования и взаимодействия. Интероперабельность, то есть совместимость разных реестров, позволит государственным реестрам обмениваться информацией быстро и безопасно, без необходимости беспокоить человека каждый раз. Это будет сделано за счет приведения всех существующих реестров к единым стандартам обмена данными. «Бегать должны данные, а не люди», - этот принцип является основоположным при построении современной системы электронных реестров.

Модель взаимодействия государства и гражданина, которую мы пытаемся создать, является человекоцентричной. Еще одним основоположным правилом должно быть: если Вы один раз предоставили государству свои личные данные, государство не имеет права повторно запрашивать те же самые «ФИО, дата рождения, пол» и множество другой информации, которая у него уже есть. Ведь начиная с получения свидетельства о рождении, когда государство впервые узнало о нашем существовании и внесло нас в первый реестр (а точнее, сразу в три – Реестр актов гражданского состояния, Демографический реестр и в Автоматизированную систему обработки документации и выплаты пособий), основные данные о нас у него уже есть. И в дальнейшем мы неоднократно их подтверждаем – когда становимся на учет в поликлинику, когда нас записывают в детский садик, в школу, когда мы получаем паспорт – и так далее. В среднем, на протяжении всей жизни информация о каждом из нас попадает в 16 разных реестров. Наша цель – сделать так, чтобы каждому из нас не нужно было каждый раз доказывать, что ты – это ты, и чтобы государственные органы обменивались этими данными между собой, максимально, где это возможно – даже без нашего физического присутствия. Благодаря интероперабельности справки как таковые должны почти исчезнуть, а большинство услуг будут предоставляться либо в электронной форме (например, выдача свидетельства о рождении, браке, и т.д.), либо при минимальном участии самого человека (получение паспорта или водительских прав).

Но бояться всевидящего ока государства при этом не стоит – мы как граждане будем знать о таких обменах: через персональный электронный кабинет каждый гражданин должен быть уведомлен о каждом запросе на его личные данные от одного госоргана в другой.

Производный, но чрезвычайно важный результат такого подхода: из процесса обмена данными между двумя ведомствами будет исключен посредник в виде чиновника, то есть коррупционные риски будут значительно уменьшены.

Таково наше видение развития электронных услуг в Украине. Правительством определено, как один из приоритетов, внедрение в электронной форме более 100 наиболее востребованных услуг для граждан и бизнеса. Это наиболее популярные услуги: регистрация бизнеса, назначение жилищной субсидии, пособия по рождению ребенка, оформление паспорта, назначения пособия по безработице, и т.д.

Для реализации изменений необходимо одно критически важное предусловие – распространение так называемого Уникального номера записи в реестре (УНЗР). Этот номер должен стать единым идентификатором личности в контексте связывания информации в разных реестрах. Недостатки других существующих систем очевидны: номер паспорта присваивается с получением паспорта, ИНН – с началом трудовой деятельности, и в результате мы все имеем кучу разных номеров в разных системах, но ни один из них не является универсальным. УНЗР должен стать единым и универсальным идентификатором личности, и именно он станет основой для создания качественно новой системы государственных информационных ресурсов. Именно с его помощью можно будет построить те информационные связи, которые позволяют передавать информацию о человеке между разными реестрами без необходимости носить справки лично. Это поможет сократить количество обращений в государственные органы в три раза: если сегодня нам приходится в среднем 24 раза регистрироваться в разных госреестрах в течение жизни, то с учреждением интероперабельности и УНЗР количество изменится до 8. Но это уже тема другого разговора…

Журнал НВ
по специальной цене

Подписка на журнал Новое Время до конца ноября дешевле на 100 грн! Подпишитесь сейчас на 12 месяцев всего за 559 грн.

Оформить подписку
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: